«Первопроходец арктического неба — выдающийся полярный летчик Бен Эйелсон. Как получилось, что он почти неизвестен в России». Николай Велигжанин — автор «Путеводителя по Исландии» рассказал о новом исследовании на заседании РГО.

В конце 2024 года в издательстве Паулсен (в котором вышли «Камни говорят» Тоурбергюра Тоурдарссона)   издана ещё одна книга члена НП «ОДРИ» Николая Велигжанина «Бен Эйелсон — легенда полярной авиации». 15  января 2025 года на заседании Комиссии географии  полярных стран МГО РГО был заслушан доклад автора «Первопроходец арктического неба — выдающийся полярный летчик Бен Эйелсон. Как получилось, что он почти неизвестен в России.»

С разрешения Николая Велигжанина мы публикуем сегодня этот доклад и фотографии:»Добрый день, дорогие друзья. Итак, несколько слов о выдающемся летчике — пионере полярной авиации Карле Бенжамине Эйелсоне, которого в Америке звали просто – Бен Эйелсон. Какое-то время назад меня сильно удивило, что в России о нем практически нет никакой печатной информации, также как и ранее её не было в Советском Союзе. Точнее, она существовала, но очень односторонняя. Летчик был известен только в качестве “трупа”. Или, формулируя по другому, в качестве мертвого героя. Он разбился на территории на Чукотки, и его тело в 1930 году искал Маврикий Слепнев, который впоследствии вошел в число семи первых Героев Советского Союза. Слепнев написал несколько очерков по итогам поисков. По контексту из них понятно, что при жизни Эйелсон был очень важным человеком, его розыску уделяли внимание правительственные круги и Советского Союза и США, а советские участники, моряки и летчики, обнаружившие тела пилота и его механика Эрла Борланда, получили за это ордена, а их в то время вручали очень нечасто. Но отчего американцу столько внимания, решительно неясно. Кто такой этот Бен Эйелсон?

Советские моряки ищут тела американских летчиков Эйелсона и Борланда рядом с разбитым самолетом.

В дальнейшем все советские печатные источники восходят к Маврикию Слепневу, который написал два очерка для журнала “Смена” в 1930 году и тогда же на их основе вышла небольшая книга “В снегах севера”. Потом эта канва будет повторена Слепневым в книге “Как мы спасали челюскинцев”. Слепнев доставил тела Эйелсона в США, участвовал в траурных мероприятиях, они проходили с государственным размахом, но чем знаменит Эйелсон, Слепнев не поясняет. Возможно, что люди в двадцатые и тридцатые годы это хорошо знали, им не нужно было про это рассказывать? Эйелсона, как отважного героя Арктики, упоминает Вениамин Каверин в знаменитой книге “Два капитана”, но буквально одной фразой, и это практически дословная цитата из Слепнева, хоть и произносит ее персонаж Саня Григорьев. “Полковник американской армии Бен Эйельсон с продавленным своей же левой рукой сердцем, закутанный в национальный флаг, был только что переброшен летчиком С. в Америку, и этот перелет почему-то поразил наше воображение”. “Сердце, продавленное своей же рукой” – это фраза, продуманна Маврикием Трофимовичем, который обладал незаурядным литературным талантом и очень жаль, что после челюскинских событий он совершенно оставил писательскую стезю…

Публикации М. Т. Слепнева в 1930 г.
Участники поисков у тел Эйелсона и Борланда перед отправкой их на Аляску

Позже Эйелсон попадал иногда в советские книжки, но обычно мельком и в форме чистых фантазий. Так журналист Лев Хват писал что-то про исследования Антарктиды и там про Эйелсона и его товарища Уилкинса наплел отсебятины, не имеющей никакого отношения ни к чему.

Пожалуй единственный, кто кроме Слепнева написал в Советском союзе об Эйелсоне хоть что-то содержательное, стал писатель Вячеслав Опарин, создавший очерк “Штурвал Бена Эйелсона”, опубликованный в журнале “Вокруг Света” в 1977 г. Неизвестно, где автор брал информацию, но у него явно были точные сведения об пионерских полетах Эйелсона над Ледовитым океаном. Но видно доступ к источникам был ограниченный, потому что в остальном все свелось опять-таки к свидетельствам Слепнева, расцвеченных безудержной писательской фантазией Опарина, по принципу – чего не знаю, то придумаю.

И даже в серьезных работах, например в труде профессора В. Визе «Моря Советской Арктики», Эйельсон опять-таки появляется только в связи со Слепневым, а кто он такой сообщает буквально одна строчка:

«известный американский летчик, имевший большой полярный опыт, как участник арктических и антарктических лётных экспедиций Г. Уилкинса». Вот как, просто участник! То есть Эйелсону не повезло еще в том, что он находился в тени руководителя экспедиций, хотя летал в Арктике и Антарктике именно  он, Бен Эйелсон! А Уилкинс выполнял роли организатора и навигатора. И до сих, во всех русских ресурсах, например, на портале “ Полярная почта”, и в википедии, и в специализированных авиационных сайтах, да хоть где, про Эйелсона сказано: а) Крайне мало б) сведения приводятся с невероятными ошибками.

Так кто же такой Карл Бенджамен Эйелсон?  Вот сегодня здесь в этом зале представляют  Яна Нагурского – Первого в мире полярного летчика. Это бесспорно. Но, как сказал поэт, то “времена далекие, сейчас почти былинные.” Это же было до первой мировой войны! Для авиации, можно сказать, античность.

Самолет Форман, на котором летал Ян Нагурский
Бен Эйелсон у самолета на Аляске

А кто был второй по счету полярный летчик? Наверное, это нельзя сказать точно. Но возможно, что хронологически вторым является именно Эйелсон. Он открыватель новой эпохи. Начал летать на Севере он раньше, чем наш выдающийся пилот Борис Чухновский. Для американского континента он однозначно номер один. Но это такое, условное достижение. Зато совершенно точно – Бен Эйелсон является первым летчиком в мире, который совершил трансарктический перелет на самолете, пересек Северно-ледовитый океан, от мыса Барроу на Аляске до Шпицбергена, можно назвать это также первым трансконтинентальным перелетом от Америки до Европы. И совершенно точно, что Эйелсон является первым летчиком планеты, который летал в Антарктиде. Это два абсолютных рекорда.

 Кроме того, он:Первый, кто летал рядом с полярным кругом зимой.Первый, кто направился в сторону полюса недоступности, хотя и не долетел до него, но находился рядом, он первым совершал посадки на дрейфующие льды, и самое главное, успешно с них взлетал. И все эти выдающиеся достижения он совершил на протяжении всего-то пяти лет, с 1923 по 1929 годы. Причем за ним не стояли крупные корпорации или государственные структуры, он создал себя сам. В пору расцвета его знал весь мир, с ним встречались президенты и коронованные особы. Его славу в 1928 году можно сравнить с гагаринской в шестидесятые годы.

Городок Хаттон в 20-х годах 20-го века
Бен Эйелсон в военной форме

Я не смогу рассказать о нем подробно за отведенное мне время. Можно только коротко пробежаться. Эйелсон родился в семье норвежских эмигрантов в городке Хаттон, штата Северная Дакота. Там в конце XIX века обосновалась целая скандинавская община из норвежцев, исландцев и шведов. Его отец Уле был мэром городка Хаттона. Хотя это очень условный городок, можно сказать, почти деревни.

Стремление своего сына в авиацию Уле решительно не одобрял. Бен записался добровольцем в американскую армию во время первой мировой войны, специально чтобы пройти обучение в летной школе за государственный счет. В боевых действиях принять участие не успел, война закончилась, его демобилизовали, причем принудительно, по сокращению.

Бен восстановился в университете Дакоты, но спокойно на месте ему не сиделось. Во время каникул, приехав в гости к родителям, он рассказал местным фермерам об авиации и так вдохновил их, что они скинулись и купили ему самолет.

Биплан модели Кёртис Дженни

На фотографии его можно увидеть, биплан Кёртис Дженни, очень популярная машина в те времена. И Бен начал гастролировать с ней по Среднему западу, устраивая показательные выступления, и демонстрируя авиа трюки. Все шло прекрасно, пока он самолет не расколотил. Пришлось опускаться на землю, во всех смыслах.

После некоторых приключений Эйелсон оказался студентом Джорджтаунского университета в Вашингтоне. Одновременно он подрабатывал охранником в Капитолии, где познакомился с сенатором от штата Аляска Деном Сазерлендом. И тот уговорил его бросить учебу и переехать в Фербенкс, где остро требовались образованные люди, даже с незаконченным образованием. И Эйелсон отправляется на Аляску.

Осенью 1922 года он занимает ряд должностей в государственной школе Фербенкса: преподавателя математики и естественных наук, а также тренера по баскетболу. Но темперамент у него яростный, одновременно он ведет кружок для школьников, где рассказывает об авиации и перспективах Аляски, как перекрестка воздушных путей, и Фербенкса, как международного хаба. Какие там Нью-Васюки! Эйелсон рассказывал о своих мечтах, как о чем то реальном, с полной убежденностью и темпераментно. Самое интересное, что на 65-й широте, где находится Фербенкс, зимой вечера длинные, развлечений мало, и слушали учителя не только дети. Эйелсону удается провернуть тот же трюк, что и в Дакоте – местные бизнесмены создают под него акционерное общество и покупают ему самолет. С целью развития Аляски. Интересное пересечение: как известно, в спасении челюскинцев принимали участия два американских механика Клайд Армистед и Билл Лавери, за что советское правительство наградило их орденами Ленина. Лавери был самый юный участник операции, он обслуживал самолет Слепнева. Так вот, его отец Роберт Лавери, был один из тех, кто создал Pioneer Airplane Corporation, компанию специально под Эйелсона, и кто вносил деньги на покупку самолета. Билл в это время был еще мал, но Эйелсона он видел. Можно даже не сомневаться, что эта история оказала влияние его выбор жизненного пути, просто все будущие аляскинские авиаторы ближайшего десятилетия расцветали под лучами харизмы Эйелсона. Кстати, Билл Лавери во время челюскинских событий только работал простым механиком у Слепнева, но так-то он был еще и пилотом, а также владельцем собственной авиакомпании. Но не будем отвлекаться…

Эйелсон у почтового самолета в начале 1924 года

Летом 1923 года купленный для Эйелсона самолет прибыл в Фербенкс. Первый полет на Аляске произошел 4 июля, на глазах президента США Уоррена Хардинга. Эйелсон поначалу демонстрировал трюки и устраивал платные показательные выступления, также как ранее в Дакоте, но быстро перешел к перевозке пассажиров и грузов. В тот же год он заключил контракт с Почтовым Департаментом США на доставку почты, по весу вдвое дешевле, чем это стоило на собаках. Вдобавок к договору ведомство предоставило ему самолет De Havilland с двигателем Liberty, мощностью в 400 л.с. Договор был подписан на десять рейсов, по два в месяц, начиная с февраля.

И это был серьезный вызов и серьезное новаторство. Просто представим  — Двадцать четвертый год, Север, центральные районы Аляски. Жесткие морозы и очень короткий день. Даже запустить довольно примитивный двигатель – это огромная проблема. Решали ее тем, что в ночь перед вылетом самолет держали в ангаре, где топились печи. Лыжи для самолета изготовила местная мастерская. Первый зимний полет состоялся морозным утром 21 февраля 1924 года. Самолет выкатили из теплого ангара, двигатель без проблем завёлся, Бен отправился в город Макграт, и благополучно преодолел 300 миль, доставив 500 фунтов почты. Трудности возникли на обратном пути – в Макграте теплого ангара не было, как и механиков, запускать двигатель было некому. Эелсон торопился вернутся в тот же день. “Туда” он летел, ориентируясь по дорогам, протоптанными собачьими караванами, обратно решил рвануть напрямую, по компасу. И промахнулся мимо Фербенкса. И тут стемнело. Обеспокоенные друзья зажгли костры на посадочной площадке – в этой роли служил стадион Фербенкса. По огням Бен как-то сориентировался, развернулся, но при заходе на посадку зацепился за дерево и самолет перевернул. Однако сам уцелел, да и самолет пострадал не сильно. Начало было положено. Этот зимний полет произвел фурор на Аляске, да и по всей стране. Про него много писала пресса, летчик мгновенно стал известен по всей стране, а на Аляске приобрел невероятный авторитет.

Авария с самолетом Эйелсона Дженни

Бен совершил еще семь почтовых полетов, кроме того, доставлял экстренных больных и возил срочные грузы. Однако весной начались проблемы. Снег стаял, почва раскисла. Три раза произошли аварии на взлетах и посадках. Возвращаясь из восьмого полета он доломал почтовый самолет окончательно. На фотографии можно видеть его первый самолет “Дженни”,  на нем тоже посадки не всегда проходили благополучно.

Полярные исследователи Вильямур Стефанссон, Герберт Уилкинс и Бен Эйелсон со спонсорами

Почтовый департамент эксперимент признал “довольно удачным”, но контракт расторг, а недобитый самолет попросил вернуть. Эйелсон отправился в Вашингтон на переговоры, однако успеха в них не достиг. И других контрактов он тоже не нашел. В тот год проходил первый в мире кругосветный  перелет, которую организовала военная авиация США. Начинался он в Калифорнии, там же , следовательно и заканчивался, но последний участок был уже простым и он превратился в триумфальное возвращение. Как раз в то время, когда Эйелсон находился в Вашингтоне,  экспедиция прибыла в столицу. Эйелсон встретился и с летчиками и с военными организаторами и так впечатлился свершениями, что снова поступил в армию. Примерно год он изучал навигацию и слепые полеты, но больше ничего интересного для него там не происходило.  Эйелсон разочаровался и ушел из армии. Да и авиацию решил забросить. Вернулся в Дакоту, помирился с отцом и начал торговать ценными бумагами.

Одна из многочисленных аварий Эйелсона на Аляске

Может и прожил бы остаток жизни в спокойствии, но на него вышли два полярных исследователя и авантюриста, в хорошем смысле этого слова, Вильямур Стефанссон и Герберт Уилкинс. Первый был выходцем из Исландии, второй из Австралии. И все только завертелось. Следующие три года Эйелсона оказались связанны с Уилкинсом и прошло это время весьма интенсивно. У них были серьезные провалы и неудачи, отказы спонсоров, аварии самолетов. Случалось всякое. В марте 1927 года они две недели брели по дрейфующим льдам, выбираясь на материк после потери самолета, и преодолели пешком сто двадцать километров.

Но результатом их труда и упорства стал международный триумф, связанный с пересечением Ледовитого океана. А затем и полеты в Антарктиде и последовавшие географические открытия, которые еще больше упрочили их международный авторитет.

Эйелсон и Уилкинс с президентом Германии Гинденбургом

Эйелсон с президентом США Гербертом Гувером у Белого дома

Летом 1929 года пути двух друзей, Уилкинса и Эйелсона, разошлись. Уилкинс опять стремился в Антарктиду,  а Бен Эйелсон получил предложение занять пост генерального менеджера перспективной компании Alaskan Airways. Но он оставался летающим директором и на этом посту разбился в ноябре того же года, выполняя второй рейс на мыс Северный, где зимовала американская шхуна “Нанук”. Как раз часть этой истории мы знаем из очерков Слепнева. Но лишь часть. Что послужило причиной аварии – переоценка сил или отказ оборудования, навсегда останется загадкой. Бен Эйелсон был довольно самоуверенным и бесшабашным авиатором, он часто рисковал и когда-то его везение должно было закончится. Обо всех этих событиях подробней можно посмотреть в моей книге “Бен Эйелсон – легенда полярной авиации”. Это довольно небольшая работа. Можно было бы сделать и больше, но мы с издательством “Паулсен” решили пока ограничиться таким вариантом.

В 20-е годы 20 века слава Эйелсона не уступала Линдбергу и другим знаменитым первопроходцам. Две причины побудили меня написать небольшую работу о летчике. Его яркая биография показалась мне интересной для читателя и достойной для изложение. А второе, это недостаток информации на русском языке, а также некоторые укоренившиеся ошибки. Мне представляется важным заполнить лакуны, и изложить точные сведения.

Спасибо издательству “Паулсен” за сотрудничество и возможность поделиться информацией с миром.Спасибо аудитории за внимание.

15 января 2025 года, Русское Географическое общество,Московское городское отделение, Комиссия географии полярных стран,Николай Велигжанин