Об авторе:Марина Шихова,25 лет, родилась в Северодвинске Архангельской области, окончила бакалавриат в Северном (Арктический) федеральном университете имени М.В. Ломоносова (Зарубежное регионоведение. 2013-2017), сейчас учится в магистратуре: НИУ Высшая школа экономики. Политический анализ и публичная политика. Стажёр в НП «ОДРИ»
Арктический совет
Арктика – самый северный регион Земли, край уникальной природы и ценных запасов минеральных ресурсов, дом для четырех миллионов человек.
О серьезных изменениях климата Арктики ученые заговорили в 1970-е годы. Повышение среднегодовых температур воздуха в этом регионе вызывает уменьшение площади и толщины полярных льдов, закисление океана, сокращение снежного периода. Площадь арктического морского льда уменьшается со скоростью почти 13% за десятилетие, а среднегодовое потепление в Арктике примерно вдвое превышает среднемировое повышение температуры. Ученые предполагают экстремальное потепление климата в Арктике в 30-е годы нынешнего века, а Северный Ледовитый океан может начать полностью освобождаться ото льда уже в ближайшее столетие. Под угрозой находятся жизни коренного населения, а также местной флоры и фауны, которым приходится приспосабливаться к новым климатическим вызовам.
Изменение климата Арктики отнюдь не локальная угроза. Этот регион часто называют «мировым холодильником», «кухней погоды». Арктика является фактором и, в то же время, индикатором глобальных изменений климата. Покрытая снегом и льдом Арктика, «отражает» тепло обратно в космос, таким образом уравновешивая температуру других частей мира, которые тепло поглощают. С таянием арктических льдов и вечной мерзлоты, высвобождается содержащийся там метан, парниковый газ, который способствует глобальному потеплению климата.
Проблемы климата Арктики выходят далеко за рамки национальных интересов. По инициативе финского правительства в 1989 году представители восьми арктических стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция) встретились в Рованиеми для обсуждения вопросов защиты окружающей среды в Арктике. В результате встречи в Рованиеми, в 1991 году была принята Стратегия защиты окружающей среды Арктики, которая также заложила основы для создания институтов международного взаимодействия в регионе. По мере развития сотрудничества между этими арктическими государствами, возникла необходимость создания специальной организации. Наконец, в 1996 году была подписана Оттавская декларация, которая учредила создание Арктического совета.
Сегодня Арктический совет – это ведущий межгосударственный форум, «содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики в связи с общими арктическими вопросами, в частности, в связи с проблемами устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике».
Арктический совет представляет собой крупнейшую международную дискуссионную платформу в регионе. В рамках шести рабочих групп Совет осуществляет основные направления своей деятельности:
- устранение загрязнения в Арктике;
- мониторинг арктической среды;
- сохранение арктической флоры и фауны;
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- защита арктической морской среды;
- устойчивое развитие.
Членами Арктического совета являются восемь приполярных государств: Канада, Королевство Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция, Соединённые Штаты Америки.
В Совет также входят постоянные участники, представленные организациями коренных народов Севера: Алеутская международная ассоциация, Арктический совет атабасков, Международный совет гвичинов, Приполярный совет инуитов, Союз Саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Категория «постоянного участника» была создана для того, чтобы обеспечить активное взаимодействие с представителями коренных народов Арктики.
Неарктические государства, межправительственные, межпарламентские, а также негосударственные организации, заинтересованные в деятельности Арктического совета, могут участвовать в его работе в качестве наблюдателей. Сейчас статус наблюдателя имеют 13 государств (Франция, Германия, Итальянская Республика, Япония, Нидерланды, Китайская Народная Республика, Польша, Индия, Республика Корея, Республика Сингапур, Испания, Швейцария, Великобритания), 13 межправительственных и межпарламентских организаций (включая Программу ООН по окружающей среде, Совет министров Северных стран, Международный союз охраны природы, Международную федерацию обществ Красного Креста и Красного полумесяца и другие) и 12 неправительственных организаций (среди них Ассоциация оленеводов мира, Международный арктический научный комитет, Университет Арктики и другие).
Председательство в Арктическом совете переходит от одного арктического государства к другому каждые два года. Первой страной, председательствовавшей в Арктическом совете, стала Канада (1996-1998 гг.), за которой последовали Соединенные Штаты, Финляндия, Исландия, Россия, Норвегия, Дания и Швеция.
Текущим председателем Арктического совета является Исландия. Основной темой председательства Исландии обозначено устойчивое развитие, включающее в себя экономический рост, социальную интеграцию и охрану окружающей среды. Особый акцент председательства сделан на экономике, окружающей среде и людях, проживающих в Арктическом регионе. Приоритетными направлениями работы Исландии стали: арктическая морская среда, решения в области климата и зелёной энергетики, население и общины Арктики, а также укрепление Арктического совета.
Исландия активно занимается мониторингом и анализом климатического воздействия в арктическом регионе. Под руководством Исландии были запущены программы, направленные на защиту окружающей среды в Арктике. Среди них — проекты по поиску эффективных решений для обращения с твердыми отходами, управления отходами в небольших арктических общинах, исследования воздействия пластмассы на миграцию птиц в Арктике. Будучи председателем Арктического совета, Исландия продолжила возглавлять проект, направленный на продвижение диалога по вопросам гендерного равенства в Арктике и укрепление сети экспертов и заинтересованных сторон в этой области. Среди других программ исландского председательства можно выделить проект «Морские биотехнологии в Арктике», в рамках которого планируется изучение возможностей повышения экономической ценности морепродуктов, проекты, посвященные переходу небольших и отдалённых арктических общин на устойчивую энергетику, и многие другие.
Пандемия, с которой мир столкнулся в 2020 году, внесла коррективы и в работу Арктического совета. Значительная часть мероприятий, запланированных Исландией в рамках ее председательства, были перенесены или проведены с использованием дистанционных технологий. Так, Международный симпозиум, посвященный вопросам пластика в Арктике и Субарктике, который должен был состояться в Рейкьявике в прошлом году, был отложен и состоится в марте в онлайн-режиме. Тоже самое коснулось и других форумов, заседаний и совещаний. В тоже время, текущая эпидемиологическая ситуация не помещала тесному и плодотворному сотрудничеству в рамках Арктического совета, хотя оно и приняло новый формат.
В мае 2021 года заканчивается председательство Исландии в Арктическом совете, и полномочия председателя возьмет на себя Россия. В преддверие этого указом Президента Владимира Путина был создан организационный комитет по подготовке и обеспечению председательства РФ в Арктическом совете в 2021–2023 годах. Возглавил оргкомитет полномочный представитель Президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев.
Как и Исландия, в статусе председателя Арктического совета Россия будет уделять особое внимание вопросам окружающей среды и международного сотрудничества в регионе. «Мы в рамках предстоящего председательства в числе важнейших вопросов будем вместе рассматривать общие вызовы и, в первую очередь, вопрос, связанный с изменением климата. Это глобальная тема, минимизировать последствия которой может все арктическое сообщество. Климатическая повестка будет одной из ключевых, и мы намерены в рамках председательства предложить новые форматы сотрудничества», – отмечает Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. По словам бывшего посла Российской Федерации в Исландии Антона Васильева, акцент председательства также будет сделан на теме «промышленного освоения арктического шельфа и повышенного внимания к арктическому судоходству со стороны различных стран».
Официальная передача председательства в Арктическом совете от Исландии к России состоится 19-20 мая 2021 года на министерской встрече восьми арктических стран.
Использованные материалы:
Арктический Совет. URL: https://arctic-council.org/
Доклад Эйнара Гуннарссона, председателя Совета высокопоставленных официальных лиц Арктики. «Вместе навстречу устойчивой Арктике». URL: https://arctic-council.org/ru/news/one-year-into-the-2019-2021-icelandic-chairmanship/
Журавель, В. П. (2019). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ИСЛАНДИИ (2019–2021 гг.) В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ. Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество, (2-2).
Журавель, В. П. (2020). Арктический совет: итоги первого года председательства Исландии. URL: http://www.arcticandnorth.ru/news.php?ELEMENT_ID=346933
Клименко, В. В., & Астрина, Н. А. (2006). Документальные свидетельства сильных колебаний климата российской Арктики в XV–XX вв. История и современность, (1).
Росконгресс. (2020). Утвержден состав Оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства России в Арктическом совете. URL: https://roscongress.org/news/utverzhden-sostav-orgkomiteta-po-podgotovke-i-obespecheniju-predsedatelstva-rossii-v-arkticheskom-so/
Сахаров, А. Г. (2015). Развитие Арктического совета как «института регионального управления». Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 10(4).
ТАСС. (2017). Арктический совет. Досье. URL: https://tass.ru/info/4244655
The Barents Observer. (2021). Посол Васильев о новых арктических приоритетах России: упор на ископаемое топливо и положительные последствия изменения климата. URL: https://thebarentsobserver.com/ru/arktika/2021/02/posol-vasilev-o-novyh-arkticheskih-prioritetah-rossii-upor-na-iskopaemoe-toplivo-i
Box, J.E., Colgan, W.T., Christensen, T.R., Schmidt, N.M., Lund, M., Parmentier, F.-J.W. (2019). Key indicators of Arctic climate change: 1971–2017. Environ. Res. Lett., 14 (2019), doi: 10.1088/1748-9326/aafc1b
McBean, G., Alekseev, G., Chen, D., Førland, E., Fyfe, J., Groisman, P. Y., … & Whitfield, P. H. (2005). Arctic climate: past and present. Arctic climate impact assessment: scientific report. Cambridge University Press, Cambridge, 22-60.
Overland, J., Dunlea, E., Box, J. E., Corell, R., Forsius, M., Kattsov, V., … & Wang, M. (2019). The urgency of Arctic change. Polar Science, 21, 6-13.
Wang, M., Overland, J.E. (2009). A Sea Ice Free Summer Arctic within 30 years? Geophysical research letters, 36 (7).