Статья Бориса Полевого от 16 июня 1953 года, в которой он пишет про Исландское Общество культурных связей Исландии и СССР (MIR), в то время одной из самых массовых общественных организацией Исландии. Статья была опубликована в газете «Правда» в рубрике «Письма с дороги».
Рисунок художника Юрия Ивановича Масютина «Писатель Борис Полевой». 18 апреля 1953 года. Фото: РИА Новости/ М. Козлов
Случилось так, что нашими соседями по самолёту от Копенгагена оказались члены исландской делегации, возвращавшиеся после путешествия по Советскому Союзу. Это были очень разные люди-рабочий, инженер, поэт, рыбак, учитель, конторский служащий. Все они были настолько переполнены впечатлениями от путешествия по стране социализма, что весь путь громко, восторженно перебирали дорогие воспоминания.
Под крылом самолёта вот уже много часов подряд плыла свинцовая гладь океана, казавшаяся бесконечной. Но стоило забелеть на ней айсбергам, походившим сверху на сгустки морской пены, как все исландцы разом прильнули к окнам, впились взглядом в дымчатый горизонт. Айсберги, которых плавало всё больше и больше говорили, что остров уже недалёк.
— Исландия! — взволнованно произнёс, наконец, один из возвращавшихся делегатов-красивый белокурый инженер.
Да, это была Исландия. Сверху остров казался совершенно безлюдным. Но наши новые исландские друзья скоро научили нас различать в устьях фьордов, в долинах рек, у подножия ледников крыши ферм, зелёные клочки возделанных полей.
С первого же шага по исландской земле нам, советским людям, привыкшим к лесам, раздольным рекам, необозримым просторам колхозных полей, к огромным пространствам богатейших земель, преображаемых творческой волей социалистического человека, всё казалось необычным в этой далёкой заокеанской стране, расположенной у Полярного круга. Исландские приморские города с небольшими корявыми берёзками, ивами, рябинками, которые здесь выращивают с той любовью и тщанием, с которой москвички растят лимоны у себя на подоконниках. Крохотные поля, где каждый метр плодородной почвы с боем вырван у суровой природы. Рыбные сушилки, растянувшиеся на целые километры. Неумолчное ворчание океана у причалов. Непрерывный день. Всё это было таким необычным и казалось таким далеким, далеким.
Но уже в первые часы пребывания нашей делегации в столице Исландии Рейкьявике мы убедились, что огромное расстояние, разделяющее наши страны, не помешало простым людям Исландии питать чувства дружбы и уважения к Советскому Союзу. В отель «Борг» пришёл не молодой уже человек. Он отрекомендовался: Бярни Сигурвинн Ссурарссон, местный шофер. С трудом, но довольно чётко выговаривая русские слова, он заявил, что хочет сделать нам, членам советской делегации, скромный подарок. Он показал нам карту Европы, старую, совершенно истёртую, склеенную по углам и всю испещрённую пометками и датами, нанесёнными красным карандашом. Это была карта великих битв советского народа с немецкой-фашистской армией. Все четыре года войны шофер в далёком Рейкьявике с прилежностью начальника штаба внимательно следил за великой борьбой, отмечая на карте населённые пункты, отвоеванные у фашистов, датируя на ней каждую нашу большую победу.
В дни войны вокруг шофера Ссурарсона образовался кружок людей-рабочих, рыбаков, китобоев, портовых грузчиков. Исландия была далеко от театра военных действий, но люди в Рейкьявике, Гафнарфьордуре, Акранесе понимали, что под Москвой, Ленинградом, у Сталинграда советские воины борются и за их свободу. По карте Ссурарсосона его друзья и знакомые следили за ходом военных действий на Восточном фронте.
— Это карта ваших побед. Ничего дороже я не имею. Я дарю ее вам. Советским людям. С братским приветом, — с трудом подбирая слова, сказал шофер.
Я спросил Ссурарссона , где он научился русскому языку.
— Я изучил его в кружке при обществе «МИР» (так исландцы называют Общество исландско-советской дружбы (Б.П.) Я член общества «МИР». Многие члены общества «МИР» изучают ваш язык в кружке.
Эта встреча с исландским тружеником, в прошлом рыбаком, затем китобоем, а теперь шофером грузовика, во многом помогла нам понять характер исландского народа. Мужественность, стойкость, прямота, свободолюбие., чувство товарищества, воспитанные в этом народе опасным трудом на море и тяжёлой борьбой с природой-эти черты роднят и сближают наши народы.
Потом, путешествие по стране, встречаясь с представителями различных слоёв населения, мы убедились, что интерес к Советской стране, нашей культуре, искусству, литературе возрастает в Исландии с каждым годом. Этому содействует плодотворная работа Общества исландско-советской дружбы. Каждый одиннадцатый исландец состоит в этом обществе. Оно имеет свои филиалы во всех крупных городах страны.
Мне хочется хотя бы вкратце рассказать советским людям об обществе «МИР» и о той благородной работе, которую оно ведёт по укреплению дружбы, культурных и экономических связей между народами. Это общество организовалось в дни, когда газеты реакционных партий, отвлекая общественное мнение, начали бесстыдную кампанию лжи и клеветы против Советского Союза и стран народной демократии. Общество «МИР» возникло как ответ передовых людей страны на попытки навязать исландцам чуждую им точку зрения.
Лучшие люди страны, такие, как писатель Хальдор Кильян Лакснесс, -гордость не только Исландии, но и всей Скандинавии, как один из старейших романистов страны Торбергур Тордарссон, как великолепный новеллист Хальдор Стефенссон, как замечательный критик, директор крупнейшего прогрессивного издательства страны Кристинн Андерссон и его жена Тора, видная общественная деятельница и редактор женского журнала, как архитектор Тордарссон, директор столичного колледжа и Ионссон, как профессор Нордаль, стали организаторами этого общества. Своим девизам оно избрало изречение древнего исландского писателя Аре Фроле «Выбирай и принимай в своё сердце то, что является правдой».
И такова уж всепобеждающая правда нашего социалистического бытия, такова сила миролюбивой политики Советского правительства, основанная на равноправии и уважении всех народов, что общество «МИР», несмотря на свое сравнительно недолгое существование, сейчас стало одной из самых массовых организаций в стране. Несколько исландских делегаций побывало в Советском Союзе. Они принесли Исландии правду о нашем о нашем созидающем социалистическом мире. Люди, побывавшие у нас, вне зависимости от своих политических убеждений, религиозных воззрений, как правило, становились пламенными агитаторами за дружбу между нашими народами. С первых же шагов на исландской земле, мы члены делегации ВОКС, сразу почувствовали эту дружбу исландцев к народам Советской страны.
Рейкьявик, несмотря на свою отдалённость от других европейских столиц, знает многих выдающихся певцов и музыкантов современного Запада. Мы слушали там «Травиату» в хорошей постановке, слышали хорошую симфоническую музыку. Но концерты советских мастеров искусства – ленинградской пианистки Татьяны Кравченко и солиста Большого театра Павла Лисициана пользовались в стране особым успехом.
-Наш театр за всё свое существование не слышал таких аплодисментов, — признавался один из общественных деятелей города Акранеса, где выступали мастера советского искусства. На заключительный концерт, устроенный обществом в самом крупном зале страны, за день до него уже нельзя было достать билетов. Даже реакционные газеты вынуждены были признать высокое мастерство советских музыкантов и артистов.
Известны здесь и достижения советской науки, особенно биологии. Здесь, в этой суровой стране у Полярного круга, где борьба землепашцев со скупой, неласковой природой, особенно жестока, где овощи и даже фрукты выращиваются в теплицах, обогреваемых кипятком укрощенных и прирученных гейзеров, где внезапный заморозок часто уносит плоды многомесячных трудов фермера, мичуринская наука находит горячий отклик в сердцах широких масс.
Обращение исландских научных учреждений к институтам Северной Америки, Канады и скандинавских стран не помогло исландцам разрешить насущнейших вопросов – об облесении страны, о получении морозоустойчивых сортов картофеля. Зато на севере страны существует небольшой лесок, выращенный из семян сибирской лиственницы, присланных советским учёным в 1938 году. Лесок этот стал гордостью и надеждой страны. Вот почему и фермеры и ученые с одинаковым вниманием слушали сообщение профессора Н.И.Нуждина о советской биологической науке. Вот почему в дни нашего пребывания в Исландии нам приходилось выслушивать столько просьб о присылке семян сибирской лиственницы , морозоустойчивого картофеля и так много фермеров обращалось в общество «МИР» с просьбой организовать фермерскую делегацию для поездки в наши северные колхозы.
— На глазах тает ледник недоверия, которым лживая пропаганда стремится отделить нас от вас, — сказал нам один из виднейших деятелей общества «МИР» — Кристинн Андерссон.
По дороге в один из городков советские делегаты заехали закусить в сельский ресторанчик. Узнав, что это советские люди, трактирщик угостил их на славу, а потом отказался взять деньги. «Вы – мои дорогие гости»,- заявлял он.
Среди массы необычных впечатлений, которые получили мы, путешествия по этой стране непотухших вулканов, могучих гейзеров, гигантских водопадов, по стране ветров, которые валят в ног, по стане, где сейчас не заходит солнце, самым большим и самым радостным было то, что чувство дружбы и симпатии, которое питают к Советской стране, советскому народу простые люди Исландии, становится все больше и глубже.
Б.Полевой. Рейкьявик, июнь 1953 г.