6 декабря 2024 года участники встречи «Исландия: Язык. Культура. Суверенитет», которая была приурочена к празднованию Дня исландского суверенитета и прошла в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы, смогли познакомиться с работами художника Борисова Анатолия Александровича. Это цикл иллюстраций к двум родовым сагам – «Саге об Греттире» и «Саге об Эгиле», которые художник создал в начале 2000-х годов и преподнес летом 2024 года в качестве подарка НП «ОДРИ».
В преддверии встречи историк искусства Амина Батанова поговорила с Анатолием Борисовым о его жизни и работе, а также об истории появления в его творчестве исландских саг.
Советский и российский художник, график, иллюстратор Борисов Анатолий Александрович родился в 1944 году в городе Баку. После переезда в Москву поступил в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года (в 2016 году переименовано в Московское академическое художественное училище), где проучился 3,5 года. После училища поступил в Московский полиграфический институт, который окончил в 1971 году с дипломом «художник-график». В 1965 году начал многолетнее сотрудничество с издательствами «Молодая гвардия», «Детская литература», «Малыш», «Неделя», «Советская Россия», «Мир женщины». С 1968 по 2016 год работал в ежемесячном литературно-художественном журнале «Пионер». За долгие годы активной работы в области оформления художественной литературы проиллюстрировал около 150 книг для детей и взрослых, в числе которых сборник русских былин, «Сказки» Е.Л. Шварца, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, сказка «Синдбад-мореход», «Капитан Сорви-голова» Л. Буссенара, «Маугли» Р. Киплинга, трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Н. Носова, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, «Лунный Камень» У. Коллинза, «451 градус по Фаренгейту» и «Марсианские хроники» Рэя Бредбери, «Война миров» Г. Дж. Уэллса и многие другие.
Несмотря на то, что известность Анатолию Борисову принесли иллюстрации к произведениям художественной литературы, большое значение для него имеет и живопись. В ней он стремится продолжить лучшие традиции русского и зарубежного реалистического искусства, внося в него элементы гротеска, абсурда и стремление к глубокому познанию человеческого бытия.
Анатолий Борисов – участник многочисленных выставок, член Творческого союза художников России и Международной конфедерации союзов художников (МКСХ). С 1972 года является членом Союза журналистов России. Работы художника находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
Исландские саги глазами художника Анатолия Борисова
В 1999 году издательство «Тропа» предложило Анатолию Борисову проиллюстрировать «Сагу о Греттире», одну из самых известных и увлекательных исландских саг, записанных предположительно в начале XIV века. Действие саги начинается в конце IX века, когда норвежский викинг Энунд Деревянная Нога из-за конфликта с Харальдом Прекрасноволосым в 900 году переселяется в Исландию. Главным героем саги становится его правнук, сильный и храбрый Греттир сын Асмунда, который был дважды объявлен вне закона и прожил в этом статусе в общей сложности 19 лет, что является рекордом для «века саг». Многочисленные враги Греттира смогли одолеть его только с помощью колдовства.
Приступая к подготовке цикла иллюстраций к саге, художник сразу решил, что постарается быть максимально точным с точки зрения исторической достоверности и максимально близким к тексту саги (подход, которому Борисов следует, иллюстрируя любое литературное произведение). Поэтому первым делом он отправился в московские библиотеки, чтобы изучить имеющуюся литературу, в том числе иллюстрированную, о культуре, быте, традициях жителей средневековой Скандинавии. Художник стал читать русскоязычные переводы древнеисландских саг. И, как он отметил в разговоре, не сразу понял их, но, пробравшись до сути распрей, межличностных конфликтов, проникся духом и атмосферой текстов. В результате Анатолий Борисов создал 14 оригинальных иллюстраций, выполненных в черно-белой монохромной палитре и в смешанной технике: сначала был сделан рисунок с помощью пера и туши, который художник прорабатывал, растушевывая и заштриховывая карандашом. Созданный художником цикл иллюстраций позволяет по-новому взглянуть на события, описанные в «Саге о Греттире».
Не имея в то время доступа к художественным и этнографическим музеям скандинавских стран, а также к оцифрованным коллекциям этих музеев, художник создал свою индивидуальную визуальную интерпретацию текста саги, деликатно подойдя к тому историческому материалу, который был ему доступен. На героях саги мы видим одежду, металлические шлемы, браслеты и другие украшения, которые с некоторыми допущениями можно назвать достоверными с исторической точки зрения. В руках героев оружие, на котором художник вывел надписи, имитирующие руническое письмо, а также орнаменты, стилизованные под резные узоры, характерные для разных стилей искусства викингов. Иллюстрации Борисова отличаются драматизмом, динамичностью, обилием сцен с битвами, кроме того, в иллюстрациях большое внимание уделено пейзажу. Сцены, которые художник выбрал для иллюстрирования, отражают сказочную и архаичную атмосферу саги. Это ощущение усиливается общим мрачным колоритом цикла иллюстраций.
В 2007 году спустя 8 лет после их создания эти иллюстрации Анатолия Борисова украсили подарочное коллекционное издание «Саги о Греттире», вышедшее в издательстве «Белый город». Тираж издания составили 55 уникальных экземпляров. Переплёт каждого экземпляра выполнен из натуральной кожи разного цвета, некоторые украшены серебром и полудрагоценными камнями. Каждая из 360 страниц издания украшена цветными орнаментами, созданными по мотивам скандинавских узоров и напечатанными в четыре краски золотой и серебряной пастой, иллюстрации, созданные Борисовым, вклеены вручную.
В начале 2000-х годов Анатолий Борисов также работал над иллюстрированием еще одной «родовой саги» (или «саги об исландцах), «Сага об Эгиле». Эта сага представляет собой историю четырех поколений рода, к которому принадлежал Эгиль, сын Скаллагрима, самый крупный из исландских скальдов, и охватывает период с конца IX по конец X века. Значительное место занимает в ней история распри норвежского вождя Квельдульва (деда Эгиля) и его сыновей Торольва и Скаллагрима с основателем норвежского государства конунгом Харальдом Прекрасноволосым. В результате этой распри Скаллагрим переселился в Исландию и основал там род «Людей с Болот». Работая в той же технике, что и в иллюстрациях к «Саге о Греттире», он создал около 10 рисунков, изображающих самые яркие эпизоды «Саги об Эгиле». По независящим от художника причинам книга с его иллюстрациями так и не была издана.