ОДА МОЕМУ ДЕДУШКЕ Заметки неискушенного зрителя

Прошло уже пять месяцев с премьеры фильма «ОДА МОЕМУ ДЕДУШКЕ», а  многие , посмотревшие фильм, вспоминают о нём и благодарят  ОДРИ за встречу с исландским кинематографом. Одну из рецензий мы и публикуем сегодня.

Документальные фильмы полувекового возраста смотреть всегда интересно, потому что они уже «по умолчанию» несут в себе элемент ностальгии по навсегда ушедшему прошлому. Так и с данным фильмом, снятым Эйвиндуром Эрлендссоном и Харальдуром Фридрикссоном в конце 1970-х гг. на обычной исландской ферме – хуторе Бискупстундюр. Весь сюжет основан на повседневности и иногда весьма нетороплив. И в этой самой неторопливости скрыта одна из идей фильма – остановитесь, люди, на бегу, посмотрите назад. Сейчас данный призыв уже общее место, но полвека назад бывал не столь частым, потому что самые разные страны весьма интенсивно развивались, стремясь, как им казалось, навсегда улучшить жизнь человечества.
Вторая бросающаяся в глаза сюжетная линия фильма актуальна для всех времен и народов – одиночество пожилого человека, остающегося в своем мире, в меняющемся мире…Возможно, поэтому авторам необходимы долгие крупные планы.
Очень органична, правдоподобна и убедительна тема неведомой любви, которой реально покорны все возрасты, в виде таинственной девушки в белом. И её образ возникает именно в те моменты, когда он возникает у многих мужчин.
В фильме есть и стандартные операторские ходы для иллюстрации течения времени – текущая вода, водопад. Это подчеркивает иной ритм жизни, да еще и традиционного образа жизни.
Фрагменты хроники заставляют задуматься над тем, а есть ли прогресс? И что стало с теми ценностями, за которые боролись предыдущие поколения, представитель которых – главный герой фильма. Что мы обрели, кроме «банка, которому платим проценты»?
Фильм украшает большое количество животных. И они вместе с главным героем. Получается, что «лошадь, собака и человек отброшены на обочину жизни, а время идет мимо них». Но при этом одна из идей фильма – «тишина берет верх над шумом».
Экологические сюжеты в 1980-е гг. ещё не стали доминировать, так что здесь авторы фильма немного опережают время. Например, они останавливаются на теме мусорных свалок, которые сейчас стали настоящим бичом человечества. В то же время антивоенная и антиколониальная направленность фильма, увы, не теряет актуальности со временем. Также по-прежнему актуальна неумеренность в питье и праздновании…
Авторы фильме предвосхищают толпы туристов, которые хлынут в Исландию десятилетия спустя, и им это не нравится – в данном случае это даже элемент социальной критики.
Для скандинавского кино характерен натурализм, к которому отечественный зритель не очень привык. Хорошо, что сцена с разделкой барана всего одна. Соседствуют любовь к живому, убийство и разделка барана. Так организовал бог…
Иногда встречаются знакомые отечественному зрителю детали – например, коньяк «Арарат», или даже Никита Хрущев, и элементы рекламы – машина «Форд», «Кока-кола».
Иногда планы не совсем соответствуют тексту, составляя не связанный с ним видеоряд. Местами они даже несколько однообразны, а в конце немного ложного (так он воспринимается) пафоса. Иногда для понимания требуется знание особенностей исландской жизни.
По мере просмотра ощущается растущее внутреннее напряжение, возрастает тревожность – элементы саспенса. И уход главного героя в никуда – открытый печальный конец, пусть и не очень убедительный аналитически, но очень убедительный эмоционально. Можно увидеть в нем аллюзию трагических событий в Антарктиде в 1912 г., когда отморозивший ноги капитан Л. Отс покидает палатку в пургу со словами «Пойду пройдусь. Может быть, не скоро вернусь»… И, конечно, не возвращается, повышая шансы оставшихся (капитан Скотт, Бауэрс и Уилсон) на возвращение.
Просмотр фильма – это не совсем развлечение, это труд.
В целом зрителю кажется, что фильм «Ода моему дедушке» — о конфликте поколений, ведь напряженная жизнь отца для сына всего лишь «сгнить в этой дыре». А старшее поколение, по идее авторов – обречено, хотя это и грустно… И это не локальный конфликт данной семьи, это конфликт человечества, которое все дальше уходит от патриархальности и пасторальности в мир … потребления, безумного темпа и рабской зависимости от техники и электроники, заслоняющей реальность… Конфликт действительности потребления и старым миром…
Авторы увидели этот конфликт полвека назад, раньше, чем многие. Сейчас его видит большинство… Видит, живет в нём, пользуется им и страдает от него.
Поэтому главный вопрос фильма «куда идет наш путь?» остается без ответа, ибо каждый видит ответ на него по-своему.

Любознательный зритель Р.