От Торвальда Странника к Святому Брендану , Отцу Александру и душевному общению в Культурном центре «Покровские ворота»…

o.Alexandr iz TveriВчера 16 мая мне (Елене Бариновой) посчастливилось побывать на интереснейшей мероприятии. Туда я была приглашена протоиереем Александром Шабановым из-за своей причастности к Исландии и изданию книги Ауртни Бергманна «Торвальд Странник» в переводе  Ольги Маркеловой. Последняя придти не смогла , но со мной были Ольга Иванова и Светлана Суворова из Исландского Клуба.

«В поисках Острова Блаженных»-назвал заметку о вечере Сергей Сабсай: «Презентация книги  протоиерея Александра Шабанова «Кораблики святому Брендану» в «Покровских воротах» не случайно пришлась на 16 мая – это день памяти ирландского святого неразделённой Церкви. Это не первая книга замечательного тверского священника об ирландских святых – несколькими годами ранее вышел «Голубь Церкви» — повесть о святом Коламбе Айонском. Вечер начался с напоминания слов Толкиена про кельтов как мешок, откуда может неожиданно появиться что угодно, Марка Блоха: «Все христиане – историки» и о. Александра Меня: нельзя ждать, что свет христианства преломляется везде одинаково.

o.Alexandr iz Tveri2

Об особенностях кельтского духовного ландшафта рассуждал о. Стефан Касовицкий. В его понимании, неистребимое самоощущение человека Северо-Запада близко к выраженному святым Августином: я существую, я знаю, что существую, и люблю своё существование и знание. Эта опора на личность и её самостояние, по убеждению о.Стефана, очень актуальна для современного мира. Эта духовная позиция разворачивается в понимании мира не как некоей площади, на которой происходит жизненное действие, но как пути. И для кельтского монашества характерна замена отшельничества – на путь, в котором «Господь – наш капитан». Так приплыл, по легенде, на камне (обычный способ путешествия ирландских святых) из Британии в Новгород святой Ипполит, прозванный Римским за богослужение на латыни.
По рассказу о. Александра, из трёх видов мученичества, которые знала кельтская церковь, «красное» – мученичество крови – было весьма редким. Большинство кельтских святых известны «зелёным мученичеством» — монашеским подвигом, как прославленные в лике преподобных свв. Патрик, Бригитта, Кевин, и «белым» — странствиями, подобно Брендану Мореплавателю, ведь кельтская церковь с VI по XI век была церковью миссионерской – в Германии, Швейцарии, Моравии, Северо-Западной Руси (последний ирландский монастырь был закрыт в 1243 г. в… Киеве). Подчас ирландские монахи пускались в странствие даже без определённой цели плавания, но отдаваясь на волю ветра, волн – и воли Божьей. Не зря одна из часовен, сохранившихся в Ирландии, построена в форме перевёрнутой лодке. Этот путь ведёт от земного (или, чаще, морского) странствования – к внутреннему, в ту самую перевёрнутую лодку – храм. Небо для ирландских святых одновременно близко, ибо земное странствие может закончиться в любой момент, и далеко, ведь неизвестен путь, по которому предстоит пройти. Библейские истории Еноха и Илии, местные языческие ещё легенды о блаженных островах – всё для кельтских святых говорило о путешествии как о различных формах духовного опыта, восхождения к Богу. И они познали, что главное искушение на этом пути – собственный страх. В историях ирландских святых слились необычайная концентрация чудесного, средневековый натурализм и кельтская красота. По словам профессора Тверского университета Юрия Николаевича Варзонина, в современном мире очень трудно остановиться, закрыть глаза, осознать себя, созерцать; одна из книг, которые помогают этому, — «Плавание святого Брендана», опыт нахождения на грани реального и нереального; путь к Свету, на фоне которого зло становится ничтожным.
Самым живым выступлением логично оказалась речь лондонского ирландца, уже 24 года работающего в Москве, о. Майкла Райана. Он поделился любимой поговоркой своего деда: только дураки со всем согласны, умные думают и находятся в разногласиях, — и напомнил, что ни святой Брендан, ни другие ирландские святые не знали, что они кельты (этот термин придумали англикане в антиримском запале). Однако щедрость, открытость, интерес к дальним – то, что он узнаёт и ценит в книге о святом Брендане. По впечатлению православных друзей, о. Майкл показал прекрасный образец настоящего ирландского характера «с замечательной парадоксальностью и язвительным чувством юмора».
Ну, а для меня лично святой Брендан принёс, помимо пары ожидавшихся, три совершенно неожиданные встречи – с людьми из разных времён и пластов жизни. Вот такие чудеса…»
Присоединяюсь к словам Сергея: неожиданные встречи с интереснейшими людьми нашего времени —  вот счастье. которое я получила благодаря книге Ауртни Бергманна «Торвальд Странник». Спасибо Исландии, которую, возможно, посещал мореплаватель Брендан или его соплеменники, которые точно отшельничали  в Исландии задолго до заселения ее норвежскими викингами…
От имени ОДРИ мы подарили в Библиотеки Тверской епархии и Тверского Университета по две книги: Торвальд Странник Ауртни Бергманна в переводе Ольги Маркеловой и Русско-Исландский Словарь под реакцией Хельги Харальдссона.  А в ответ получили в подарок книгу «Кораблики святому Брендану»которую можно скачать по этой ссылке.