Их Исландия — Stories of Russians in Reykjavik

Николай Велигжанин, член НП «ОДРИ»,автор «Путеводителя по Исландии», член Союза кинематографистов России после просмотра фильма «Их Исландия» поделился следующими размышлениями:

Я уверен, что кино, как вид искусства, ближе всего стоит к музыке. Не к литературе, и даже не к театру. Настоящее кино всегда обладает гипнотическим действием – бросив на него случайный взгляд, ну может два, или три, ты вдруг залипаешь, фильм тебя подхватывает, ты растворяешься и дальше несешься с ним к финалу. В общем-то все слагаемые конструкции фильма: сюжет, история, персонажи – все это имеет вторичное значение, главное, это сам поток. Он тебя или несет, или нет. Особенно это относится к кино документальному. Можно долго спорить, что это такое. В каком-то смысле документальным фильмом является любая последовательность кадров, и дело не в том, как именно они объедены, — это интересно только создателям, главное, как они резонируют с эмоциями зрителя, насколько ведут свою чувственную партитуру. И по этому критерию фильм Their Iceland / Их Исландия — Stories of Russians in Reykjavik – кино замечательное.

Современного зрителя привлечь трудно, его внимание рассеянно. «Ну, чем будете меня удивлять? Зачем я должен это смотреть? Сколько? Час моего времени? Да вы рехнулись!». Самое трудное пробиться через первый рубеж обороны. Автор фильма Эдуард Мастантуони Морбилли справляется с этим. А дальше… ну, действительно, плывешь вместе с фильмом. Очень интересные герои, вроде бы простые, но трогающие истории, очень понятные темы. Герои вроде бы рассказывают о себе, без пафоса говорят о житейских вещах, но, на самом деле, внутри спрятаны очень серьезные вопросы: идентичность, отношения с родиной и новым домом, что связывает людей друг с другом, и даже, проблемы счастья и смысла жизни.

Особое очарование фильму придает неординарный авторский взгляд. Это же интересно, что кино о русских, живущих в Исландии, снимал итальянец, живущий в Исландии. Такой межкультурный сдвиг, может главное, что создает драматическое напряжение в фильме. Для искусства нужна дистанция, взгляд со стороны. «Изнутри» такой фильм сделать невозможно.

Фильм, конечно же, не является портретом русского землячества. На мой взгляд, никаких коллективных портретов в искусстве не существует. Это кино о конкретных людях, которые в силу разных обстоятельств оказались жителями одной из самых отделенных стран планеты. Да, в общем-то и прибыли они из разных пост-советских стран. У всех своя жизнь, но что-то у всех есть общее. И что-то общее есть с Исландией. Люди общаются, дружат и создают семьи поверх барьеров и идентичностей. На мой взгляд, фильм – соната об единстве, единстве индивидуальностей.

Может быть поэтому он оставляет после себя такое приятное чувство.