ОDА ИСЛАНДСКОМУ ДЕДУШКЕ. Заметки Елены Посувалюк.

Удивительным образом всё стремительно турбулентно меняется не только в театрах, но и в музеях; в трех главнейших страны сменилось руководство, насколько я знаю. И на этом фоне очень притягательным местом, набирающим обороты, становится  Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, к тому же, максимально удобно расположенный на Нижней Радищевской улице и имеющий два вместительных здания. За неделю я побывала здесь на выставке, посвящённой Константину Коровину; на вечере барда и историка Виктора Леонидова и его песнях о русской эмиграции и на моноспектакле «Вертинский. Пей, девочка!»

И вот сегодня Отдел массовой работы и культурных программ Дома и Общество Дружбы Россия-Исландия (НП «ОДРИ») пригласили в Большой зал на показ и обсуждение документального фильма «Ода моему дедушке». Автор сценария и режиссёр — выпускник ГИТИСа (1963-1967) — Эйвиндур Эрлендссон, оператор-выпускник ВГИКа (1967-1972) — Харальдур Фридрикссон. Фильм снят в Исландии в 1980-м и впервые был показан по местному ТВ на следующий год.

Картина рассказывает о жизни пожилого исландца – представителя того самого послевоенного поколения, которое «много создало, но мало получило взамен». Жена умерла, дети выросли и уехали в город. Кажется, им совсем не дорога земля предков, они счастливы в обществе денег и благ цивилизации. Они не забывают отца, но видят свой сыновний долг в том, чтобы забрать его в город, отобрав его жизнь. Но он просто уходит… Снятый в конце 1970-х гг. в соответствующей неторопливой стилистике, фильм удивительно современен. Авторы предвосхищают многие конфликты нашей текущей жизни – толпы туристов, рост агрессии, чудовищные темпы, неумеренный рост потребления. Даже экологические проблемы нашли в нем отражение. И финал у фильма открытый – каждый выбирает свой путь… (из пресс-релиза).

Фильм переведён с исландского языка Елизаветой Кравцовой  и Ольгой Маркеловой. Литературный редактор – Сергей Гущин. Финансовая поддержка получена от Православного прихода РПЦ в Исландии и Елены Титовой.

В обсуждении приняли участие члены Общества Дружбы Россия-Исландия. К сожалению, посол, тоже прекрасно владеющий русским языком, как и его земляки, немного приболел после путешествия по «другим областям своего царства» (азиатским республикам бывшего Союза). Сейчас в Москве и России представителей этой страны не более десятка, но они очень гостеприимны и устраивают теплые встречи и мероприятия, несмотря на трудные годины и лихолетья. Особенно любим викингами их февральский национальный праздник Торраблот, который я живописую всякий год, особенно блюдо хакарль (разложившееся, а затем завяленное мясо гренландской акулы). Несколько лет назад его отмечали именно в ДРЗ и акула была столь «духлая-пахлая» (цитирую «От двух до пяти» Корнея Чуковского), что исландцы не надеялись, что их когда-либо позовут в это место еще раз. Но так повезло, что директор Дома Виктор Москвин, будучи выпускником истфака Калининского университета, писал диплом на тему «Обряды древних скандинавов по материалам исландских саг» и с тех пор считает исландскую литературу великой частью европейской культуры, а саги сравнивает с русскими былинами и находит в них массу совпадений.

Вечер вела Елена Баринова, бессменный директор ОДРИ. Перед показом она представила свою презентацию «Исландская весна в Москве 1950-1970». О тех представителях Исландии, которые учились в СССР и оставили яркий след в культуре своей страны. Таким были и есть, несмотря на почтенный возраст, Эйвиндур Эрлендссон и Харальдур Фридрикссон, — они до сих пор отлично говорят на нашем языке.

К сожалению, не смогли присутствовать на вечере  друзья режиссёра Юрий Сальников и Олег Кудряшов. Очень занятый педагогической работой в ГИТИСе, Олег Львович написал «Добрый день, Елена! К огромному сожалению быть не смогу на презентации фильма. Спасибо за приглашение, успехов Вам!» Вместе с Эйви они не только учились, но и жили рядом в общежитии в середине 1960-х.  Ещё раз напомню, что в декабре 2019 мне довелось поучаствовать в «наведении мостов» с театральными деятелями и затем — во вручении ему медали ОДРИ, которую Елена Сергеевна прикрепила на его кардиган на третьем этаже, «месте силы» режиссёрского факультета.

Спасибо за отличный фильм, который затягивает своим скандинавским своеобразием и при этом интернациональной узнаваемостью🇮🇸!

Текст и фото Елены Посувалюк.