19 сентября состоялись выборы у нас в России, мы за ними следили и в них участвовали, а то, что 25 сентября и исландцы определяли свои политические пристрастия, знают не все. Нам кажется интересным аналитическая статья эксперта ИМИ МГИМО МИД Росии Никиты Сергеевича Липунова, опубликованная недавно на сайте РСДМ (Российский совет по международным делам ). Ниже приводится краткая версия статьи, а с полной версией можно ознакомиться по ссылке
Утро 26 сентября было добрым для Лени Рун Карим из Пиратской партии. После объявления предварительных результатов голосования было ясно: 21-летняя студентка юридического факультета Исландского университета из семьи курдских эмигрантов стала самым молодым депутатом парламента в истории страны.
Однако это событие уступало по исторической значимости другому. Исландия — мировой чемпион по гендерному равенству — стала первой в Европе страной, где женщин-депутатов больше, чем мужчин — 33 против 30.
Девять часов спустя новостным агентствам по всему миру пришлось менять заголовки. Пересчёт голосов в Северо-Западном избирательном округе повлиял на результаты выборов по всей стране и отложил «женский триумф» ещё на четыре года.
Из-за разницы всего в десять голосов между Партией реформ и Пиратской партией, боровшихся за единственный в Северо-Западном округе уравнительный мандат, окружная избирательная комиссия по своей инициативе объявила пересчёт голосов. Обновлённые результаты не повлияли на распределение мандатов между партиями, но привели в альтинг пять новых депутатов, среди которых не оказалось ни одной женщины, а 21-летнюю Леню Рун Карим заменил 52-летний коллега по партии.
Днём 27 сентября по просьбе Лево-зелёного движения, поддержанного Партией независимости, «пиратами» и Партией реформ, о пересчёте объявила и комиссия Южного округа — разница между «лево-зелеными» и «центристами» там составила всего семь голосов. «Эффекта домино», как в случае с Северо-Западом, не произошло — пятичасовой пересчёт показал тот же результат. Пересчёты в других округах маловероятны, как и то, что альтинг, в чью компетенцию входит признание легитимности выборов, аннулирует результаты на Северо-Западе. Тем не менее «заменённые» кандидаты уже заявили о намерении обжаловать итоги, сославшись на нарушение процедуры хранения бюллетеней. Как бы то ни было, текущий счёт — 33:30 в пользу мужчин.
Основной темой на повестке этих выборов ожидаемо было здравоохранение и борьба с COVID-19. Кроме того, были подняты вопросы изменения климата, вопросы экономики и занятости. Пандемия нанесла серьёзный ущерб экономике островного государства, которая сильно зависит от туризма, поэтому многие исландцы выступают за оживление туристического сектора и дальнейшую экономическую диверсификацию.
Уже ставший «традиционным» для исландской политики вопрос о членстве в ЕС вряд ли будет на повестке обновлённого парламента: совокупный результат евроскептиков, несмотря на потерю 4%, по-прежнему превышает половину голосов. Вероятно, перед новым составом альтинга вновь встанет вопрос о конституционной реформе, актуальность которой на фоне пандемии и в свете истории с уравнительными мандатами лишь растёт.
Вопрос о новом главе кабинета министров пока открыт, но в случае сохранения правящей коалиции у действующего премьера и лидера «лево-зелёных» Катрин Якобсдоттир есть все шансы сохранить свой пост: она по-прежнему самый популярный в Исландии политик с рейтингом 40%.
Выборы в альтинг 2021 г. при одной из самых низких в истории явок в 80,1% не определили явного победителя. Итоги выборов отражают общеевропейскую тенденцию, при которой традиционные «крупные» партии теряют поддержку. Происходит дробление электората, а их голоса переходят к более мелким новым партиям. Пандемия коронавируса лишь усилила этот тренд.
Кампания 2021 г. не предвещала сенсаций. И пусть Исландия так и не стала первой европейской страной с женским большинством в парламенте, эти выборы точно войдут в историю как проверка исландцев на доверие к собственной демократии.