В Исландский Клуб Ира Маликова пришла после встречи со мной на Полярной комиссии РГО. Это был 2006 год. Мероприятие было посвящено «Метелицам», и мы оказались сидящими рядом. Обе вдовы, обе воспитывали дочерей и обе были активны. Мы стали подругами, а Ира — надёжным помощником в организации всех мероприятий Исландского Клуба, а потом НП «ОДРИ» — от съёмок до фуршета…Но оказалось, что в нашем 0бществе у Иры были старые знакомые — Борис Амаров и Юрий Сальников.
Борис Амаров вспоминает:»Сегодня, когда Ирины нет с нами, с удивлением читаешь воспоминания ее друзей, многим из которых она помогла найти свой путь в жизни. Есть люди, для которых доброделание – естественный каждодневный процесс. Этим качеством в полной мере обладала Ира. Ее редкая способность к сопереживанию помогала ей жить полной жизнью, преодолевать тяжелую личную и семейную драму.
Вспоминаю нашу первую встречу более полувековой давности. Я работал тогда снимающим корреспондентом в редакции «Московские новости» в телевизионном центре на Шаболовке. В тот день я с гордостью показывал коллегам новую 16-мм кинокамеру «СП-16». Неожиданно за моей спиной раздался девичий голос: «А можно и мне посмотреть вашу камеру?» Я обернулся и увидел неподдельный интерес и задор в глазах незнакомой девушки. Несколько минут она с большим вниманием рассматривала и вертела в руках мою камеру, задавая вполне профессиональные вопросы о ее устройстве. Когда она ушла, редактор Владимир Стрельников сказал мне, что Ирина дочь известного на телевидении оператора Владимира Ковната.
С тех пор мы время от времени и на Шаболовке, и в Останкино, куда мы вскоре переехали, встречались в коридорах и всегда приветствовали друг друга. Через много лет я вдруг увидел ее в Доме кино, где она уже как оператор снимала творческую встречу с киногруппой, которая представляла свой фильм. Мы пообщались, и Ирина рассказала, что уже закончила ВГИК и продолжает работать на телевидении. До нас уже доходили слухи, что оператор Ирина Маликова любит снимать в экстремальных условиях, и только несколько лет спустя мы узнали, что за съемки октябрьских событий 1993 года в Останкино ее наградили Орденом «За личное мужество».
И вот, через пару лет, снова встреча – теперь уже в монтажной Останкино, где мы со Снежаной Красинской готовили к эфиру передачу для «Клуба путешественников». Потом снова прошло несколько лет. И, наконец, благодаря ОДРИ (Обществу дружбы «Россия-Исландия») и его создателю и бессменному руководителю Елене Бариновой мы с Ириной стали встречаться регулярно. Она стала активным членом общества. Лена часто проводила встречи правления у себя на даче. С удовольствием и ностальгией вспоминаю наши «посиделки», которые без Иры теперь будут другими…
Мы знали о непростой ситуации в семье Ирины, но она никогда не жаловалась на судьбу и долгие годы мужественно несла свой крест. Вспоминаю ее и вижу ее улыбку, прищур глаз, тепло, которое от нее исходило. Такой, светлой, готовой в любую минуты прийти на помощь, она навсегда останется в нашей памяти.»
Ирина Чепайкина:»Говорят, первое впечатление обманчиво, но познакомившись с Ириной Маликовой, я поняла, что это далеко не всегда так. Светлая, добрая и открытая душа Ирины читалась в её глазах и в день нашей первой встречи на мероприятии ОДРИ, и через год, и через два, и тогда, когда я ещё не знала, что вижу её в последний раз. Впрочем, Ирина сама была творческой душой нашего общества, щедро делилась теплом и своим талантом фотохудожника, нередко предлагала помощь ещё до того, как о ней просили. Память о таких людях живёт вечно, потому что только доброе открытое сердце достойно вечного уважения и благодарности…»