01.03.2021

    Ксения Красинская. Восемь исландских фильмов, которые надо увидеть

Об авторе:С самого детства я много путешествую, интересуюсь культурами других стран, а увлечение Исландией началось после того как я открыла для себя скандинавское кино, а затем посмотрела несколько исландских фильмов. И хотя не все считают Исландию частью Скандинавии, мне кажется, что эти области исторически близки и у них много общего. Меня завораживает природа этих мест, мне интересны искусство и литература, менталитет северных народов.  Сейчас я учусь на факультете гуманитарных наук в Высшей Школе Экономики на направлении «История», продолжаю изучать исландское кино и мечтаю побывать в Исландии, чтобы воочию увидеть, чем вдохновлялись исландские режиссёры, когда создавали свои столь необычные произведения.

Кинематограф Исландии развивался достаточно медленно по сравнению с другими странами: в 1906 году на территории страны был снят первый документальный фильм продолжительностью всего три минуты, а в 1918 году — первый игровой «Берг Эйвинд и его жена» Виктора Шёстрема.  Однако все фильмы, созданные в Исландии в начале ХХ века, на самом деле были картинами режиссёров из других скандинавских стран. В 1923 году исландцем Лофтуром Гудмудссонном наконец была снята короткая комедия в духе Чарли Чаплина «Приключения Йона и Гвендура» (Ævintýri Jon og Gvendur). В 1925 году Лофтур Гудмудссон выпустил первый документальный фильм «Исландия в живых картинах» (Ísland í lifandi myndum), посвященный Исландии. В течение предыдущего года он много путешествовал по своей стране, снимая пейзажи и повседневную жизнь её обитателей. Следующие свои работы он посвящал преимущественно рыболовству и создал два художественных фильма: «Между горой и берегом» (Milli fjalls og fjöru, 1949) и «Результат» (Niðursetningurinn, 1951). Шестидесятые стали временем застоя для исландского кино, тогда были выпущены только два значимых фильма: «Девушка гоу-гоу» (The GoGo Girl, 1962) Эрика Баллинга и «Сага о викинге» (Hagbard andSigne, 1967) Габриэля Акселя.

     В 70-е годы интерес к кино разгорелся снова, и это время можно считать рождением индустрии исландского кино, в которой, впрочем, главную роль продолжали играть «старые мастера», такие как, например, Фридрик Тоур Фридрикссон.

     Несмотря на «молодость», в исландском кинематографе есть настоящие жемчужины, открывающие зрителю всё величие этой северной страны и неповторимость исландских характеров. Экзистенциальные вопросы на фоне завораживающей природы, немногословность, сдержанность героев, нордичность стиля — вот главные черты исландского кинематографа, в котором легко можно обнаружить настоящие шедевры.

     Удивительно, как такой маленькой стране удалось создать столь впечатляющие произведения искусства? Но, если посмотреть непредвзято, на творчество и философские размышления здесь вдохновляет сама природа, весь окружающий мир Исландии. Невозможно не задаваться вопросами о смысле бытия, о происхождении вещей, живя на суровом острове посреди океана, когда ты сам и твоя жизнь кажутся такими маленькими и незначительными на фоне суровой первозданной красоты…

    Я расскажу о восьми исландских фильмах, которые меня поразили, открыли для меня Исландию, её дух, её философию и вдохновили на изучение этой чудесной, загадочной страны.

     «Воробьи» (Þrestir) режиссера Рунара Рунарссона. Обладатель приза «Золотая раковина» на одном из самых престижных международных кинофестивалей в Сан-Себастьяне. Фильм-инициация, трагическая история взросления подростка на фоне захватывающих дух исландских пейзажей. Главный герой Ари, певец в церковном хоре, вынужден переехать на Север Исландии к своему отцу-алкоголику, где он столкнется с совсем недетскими проблемами, которые навсегда перевернут его жизнь. Для Ари наступает такой возраст, когда приходится повзрослеть в один миг. Это может случиться неожиданно, несправедливо и по-настоящему больно, и одна совершенная ошибка может преследовать тебя всегда, но такова жизнь. Ари — светлая душа, столкнувшаяся с самыми темными сторонами человеческой натуры, но справившаяся с главными трудностями, вставшая на путь милосердия и сострадания и способная на спасение других. Искренняя, тонкая и глубокая работа режиссёра, сумевшего показать хрупкий мир подростка, впервые сталкивающегося с жесткостью и вынужденного взвалить на свои плечи ответственность за судьбу другого человека.

    

     «Ной — белая ворона» (Nói albínói) режиссёра Дагура Кари.

     Непростая судьба неприкаянного семнадцатилетнего подростка по имени Ной. Ной — не такой как все, целыми днями он шатается по маленькой изолированной от всего мира исландской деревушке или проводит время, куря в подвале своего дома. Он не успевает в школе и не выказывает никакого интереса к образованию, так что однажды даже посылает вместо себя на урок диктофон. Кому-то Ной может показаться обычным бездельником, но это совершенно не так, ведь, по мнению психолога, он самый настоящий вундеркинд. Просто Ной чувствует себя потерянным, ненужным, он не видит цели и пытается любым способом сбежать от окружающей действительности, но ему не суждено осуществить свои планы до конца.  В фильме много религиозных мотивов, начиная с библейского имени главного героя и заканчивая «потопом» — снежной лавиной, которая обрушивается на деревню, уничтожая все на своем пути. Ной выжил один и на его «плоту» никого не оказалось. Может ли он построить новую жизнь и будет ли это делать?

Многогранное, наполненное глубоким философским смыслом произведение с выдающей игрой актера Томаса Лемарки в роли подростка-альбиноса тем не менее не было номинировано на премию «Оскар» от Исландии.

 

  

«Дети природы» (Börn náttúrunnar) режиссёра Фридрика Тоура Фридрикссона.

     Побег к лону природы, последний шанс вернуться к своим истоками, чувство незавершенности дел при подступающей смерти – основные мотивы этой картины. Главный герой, крестьянин, решает на старости лет оставить свои дела и оправиться жить к дочери в город, но там он словно в «Токийской повести» Ясудзиру Одзу оказывается никому не нужен и вынужден переехать в дом престарелых. Там он встречает возлюбленную своей юности, и они решают отправиться в места, где они были молодыми, и, как оказалось, в последний путь. Философская картина, наполненная отчаянием старости, ощущением собственной ненужности и единением с последней родственной душой. Единственный исландский фильм, номинировавшийся на «Оскар» в категории лучший фильм на иностранном языке.

 

    

«О лошадях и людях»  (Hross i oss)  режиссёра Бенедикта Эрлигсона.

     Обитатели одной из исландских долин заняты своими проблемами и своими лошадьми, так что их личные отношения и повседневная жизнь неразрывно связаны с этими животными, так что невозможно не проникнуться теплотой к этому удивительному тандему людей и лошадей. Картина наполнена каскадом комических и трагических ситуаций. Это оригинальный фильм, потрясающая режиссерская работа, пропитанная почти осязаемым единением людей, лошадей и природы. Обладатель 100-процентного рейтинга на сайте Rotten Tomatoes, призер многочисленных кинофестивалей.

 

    

«Бараны» (Hrútar) режиссёра Гримура Хакорнарсона.

     История двух братьев-овцеводов Гумми и Кидди, не разговаривающих друг с другом целых сорок лет. Однажды их размеренная жизнь прерывается эпидемией болезни почесухи, обнаруженной у любимых овец, и тогда их жизнь по-настоящему меняется, заставляя сплотиться, забыть старые обиды и понять вновь, что такое братская любовь. Комическое, серьезное и трагическое соединились в этом фильме в философскую симфонию о смысле жизни и важности в ней родных людей.  В 2015 году фильм получил приз программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале. Лента также выдвигалась на премию «Оскар» от Исландии в категории лучший фильм на иностранном языке, но не попала в шорт-лист номинации.

    

«Вулкан» (Eldfjall) режиссёра Рунара Рунарссона.

    Вышедший на пенсию Ханнес никогда не одаривал свою семью вниманием и любовью и жил только для себя. Трагедия, случившаяся с его женой, полностью переворачивает его жизнь, дает ему возможность понять ценность истинных чувств и ставит перед тяжелым моральным выбором: позволить любимому человеку мучительно страдать или помочь ему уйти в мир иной. Это полная драматизма, боли и искупления история человека, обретшего новый смысл жизни, фильм-обладатель пяти призов «Эдда» (национальной кинопремии Исландии) — лучший фильм, режиссер, сценарий, актер и актриса.

 

    

«Полет ворона» (Hrafninn Flýgur) режиссёра Храбна Гюднлейгосона.

     Жестокие времена викингов: маленький ирландский мальчик становится свидетелем жестокой расправы над своей семьей, женщины взяты в плен, все мужчины убиты, только он один остается в живых. Через много лет мальчик вырастает и инкогнито приезжает в Исландию, чтобы отомстить, он последовательно убивает своих врагов одного за другим, попутно натравливая кланы друг на друга. Это самая настоящая притча, герои брутальны и немногословны, ими движет месть и только месть. Автор вдохновлялся фильмами «За пригоршню долларов» Серджо Леоне и «Телохранителем» Акиры Куросавы.

 

    

«101 Рейкьявик» (101 Reykjavík) режиссёра Балтазара Кормакура.

    Легкая комедия, история двадцатипятилетнего безработного юноши Хлынура, живущего на пособие по безработице, просиживающего целые дни за компьютером, а ночью развлекающегося на вечеринках в клубах с друзьями.  Однажды его мать приглашает погостить у них дома учительницу танцев испанку Лолу, и с этого момента размеренная жизнь Хлынура обретает новые краски. Жизнеутверждающая история, потрясающий исландский юмор и тонкая работа режиссёра-постановщика. Фильм-обладатель наград Торонтского, Локарнского кинофестивалей и премии Европейской киноакадемии. Автор фильма Бальтазар Кормакур, что удивительно, создатель совершенно другого по стилистике, но тоже очень известного, мрачного скандинавского триллера «Трясина».