Исландская лошадь является неотъемлемой частью национального самосознания исландцев и одним из важных символов страны. С одной стороны, она фигурирует в древнескандинавской мифологии (восьминогий конь Одина Слейпнир, жеребец Свадильфари, лошадь Сигурда Грани) и упоминается в исландских сагах, и в этом смысле имеет сакральное значение для исландцев, а с другой – является частью их повседневной жизни еще со времен заселения острова. Вполне логично, что к фигуре лошади обращались и продолжают обращаться исландские художники и скульпторы. На заре становления исландского национального искусства лошадь стала одним из самых популярных мотивов, и до сегодняшнего дня он не теряет своей актуальности.
Лошадь как метафора исландской природы
В 1900 году в Рейкьявике состоялась выставка Тоурарина Торлакссона (Þórarinn B. Þórláksson (1867–1924), которая стала первой выставкой современного исландского художника на родине (до этого исландские художники выставляли свои работы преимущественно в Копенгагене). Выставка стала поворотным моментом в истории страны: если до этого Исландия была литературной страной, то теперь должна была стать страной со своим национальным искусством. Художникам, как выразился лауреат Нобелевской премии Халлдор Лакснесс, нужно было «создать новый визуальный мир для своего народа». Основой этого визуального мира стал идеализированный лирический пейзаж, в котором отражались особый, уникальный ландшафт и свет Исландии. Торлакссон, которого впоследствии назовут «отцом исландской пейзажной живописи», представил тогда на выставку 30 работ, 9 из которых изображали виды важнейшего для исландцев места – Тингвеллира (Þingvellir). Это безмятежные пейзажи с широким горизонтом, окутанные светом летней ночи и написанные бесчисленными оттенками синего цвета. Такой холодный голубой колорит надолго закрепится в исландской пейзажной живописи. В некоторых работах Торлакссона встречаются и лошади, которые, написанные теми же красками, что и окружающий их пейзаж, являются неотъемлемой частью ландшафта, но с другой, становятся воплощением исландской природы – красивой, непредсказуемой, дикой и свободной.

Þórarinn B. Þórláksson. «Thingvellir» (Þingvellir), 1900

Þórarinn B. Þórláksson. «The River Hvita», 1903
Лошадь как символ выносливости
В 1930-х годах исландские художники оказались с большим опозданием от художников других стран Северной Европы под влиянием импрессионизма. Краски в их работах стали ярче и смелее, а вместо идеального летнего пейзажа, появились изображения, где исландский ландшафт стал изображаться как бесплодный, суровый, каменистый. Лошадей на фоне такого ландшафта мы видим в работах Йона Стефанссона (Jón Stefánsson, 1881-1962), но это уже не спокойные идиллические виды, а зимние сцены. Кроме того, в них подчеркивается не просто красота лошадей, как у Торлакссона, а жизнестойкость и выносливость этих маленьких, но крепких животных, способных выживать в суровых погодных условиях острова. Викинги, прибывшие в Исландию, взяли с собой на корабли и своих лошадей. Поскольку путешествие было долгим и рискованным, то выбирать нужно было самых крепких и здоровых особей. Суровые природные условия – холод, сильный ветер, случающиеся периодически извержения вулканов — помогли этому виду адаптироваться. Их шерсть стала гуще и более приспособленной для защиты от холода. Именно это и подчеркивает Стефанссон. В его работе «Лошади на пастбище» (исланд. Útigangshestar, 1929) мы видим двух стоящих в глубоком снегу лошадей, совершенно одиноких на фоне пустынного зимнего пейзажа; тем не менее они стоят столь неподвижно, что создается впечатление, что зимний холод им нипочем. Здесь художник представил все характерные черты породы исландской лошади: они коренастые и довольно маленькие, с короткими и крепкими ногами, глубокой грудью, относительно большим крупом и большой головой, покрытой густой гривой.


Jón Stefánsson
«Útigangshestar» (1929) и «Udegangshest, Iceland» (ок. 1930)
Лошадь – главный помощник

До 1950-х годов, когда в Исландии появились автомобили, лошади были единственными средством передвижения. Так, в картине Торарина Торлакссона «Пайк Уорд на лошади» 1903 года, изображен британский предприниматель, длительное время проживавший в Исландии, на своем скакуне. Эта картина — первый конный портрет в исландской живописи. Но это также двойной портрет, поскольку Торлакссон изобразил лошадь с исключительным к ней вниманием и уважением.
Лошадей как помощников человека мы видим во многих работах исландских художников: у Гуннлейгюра Шевинга (Gunnlaugur Scheving, 1904-1972) или у Йона Стефанссона.


Слева: Gunnlaugur Scheving (1904-1972). «Riders and horses in a landscape», б/д
Справа: Jón Stefánsson, работа 1954-1956 гг.
Но Аусгримюра Йоунссона (Ásgrímur Jónsson, 1876-1958) им отведена важная роль в сложных обстоятельствах, в данном случае во время извержения вулкана. Йоунссон, неоднократно становившийся свидетелем извержений вулканов, создал около 60 работ с такими сценами: большие живописные полотна, акварели, рисунки, эскизы. Самые ранние датированы 1904-1908 годами, но большинство созданы в 1945–1957 годах. Часто на переднем плане он помещает перепуганных людей и животных. Причем лошади здесь представлены не просто как помощники людей, но и такие же жертвы трагических событий.

Ощущение хаоса и ужаса художник передает не только с помощью эффектного колорита, но и посредством передачи ужаса на мордах лошадей; лица людей при этом написаны условно.
Ásgrímur Jónsson
«Flight from volcanic eruptions» 1955–1956
Лошадь и творческие эксперименты
Неоднократно лошадей изображал и Йоханесс Кьярваль (Jóhannes Kjarval, 1885-1972). Хотя они не стали такой же важной темой в его творчестве, как, например, корабли и лодки, тем не менее, появляются в работах различных периодов. В детстве Кьярваль рос на ферме среди лошадей и запечатлел их в ранних акварелях 1901 года, когда ему было всего 16 лет. Появляются они и в символисткой работе «Midsummer night» (1918), и в работе «Icelandic Artists at the Tree of Knowledge» (1919) модернистского периода, когда Кьярваль увлекался кубизмом. В ней он размышляет о судьбе исландских художников, но в тоже время на датском языке работа называется «Перед Раем», что позволяет интерпретировать ее и в религиозном ключе. Лошадей мы видим и в его реалистическом пейзаже «Going to Church» (1920-1925), и даже в экспрессионистической работе «Kiddi og jeg» (1950).

Jóhannes Kjarval. Акварели 1901 г.

Jóhannes Kjarval. «Icelandic Artists at the Tree of Knowledge», 1919

Jóhannes Kjarval. «Going to Church», 1920-1925

Jóhannes Kjarval
Слева: «Midsummer night», 1918
Справа: «Kiddi og jeg», 1950

Современный исландский художник и карикатурист Халлдор Петурссон (Halldór Pétursson, 1916 – 1977) вырос среди лошадей и в своих рисунках он их не идеализирует и не наделят символизмом, а показывает другую сторону этих животных – их необузданность, свободолюбие и дикую природу. Примечательна одна из его литографий со сценой битвы лошадей, напоминающая многочисленные иллюстрации к «Саге о Ньяле», которую любили изображать скандинавские художники на рубеже веков.
Halldór Pétursson. «Hestaat». Литография, 1944
August Malmström. Иллюстрация к «Саге о Ньяле», 1895 — 1900
В 1960-е годы молодые исландские художники приняли на вооружение идеи концептуального искусства и решительно стремились порвать с традициями пейзажной живописи. Однако и в этот период некоторые из них продолжали исследовать возможности пейзажа.

Йоханн Брием (Jóhann Briem, 1907–1991) работал в пейзажном жанре, придавая ему более актуальные формы. В экспрессионистической манере, используя теплую палитру, напоминающую палитру Эмиля Нольде, и смелые мазки, он изображал исландский ландшафт, часто помещая в него фигуры людей и животных, в том числе лошадей.

Jóhann Briem
«Hestar í grænni brekku», 1960
Фигура лошади и независимость Исландии

Для исландских художников и скульпторов лошадь также стала одним из символов независимости страны. В 1945 году, через год после обретения Исландией независимости, Йон Стефанссон написал в духе Сезанна полноценный лошадиный портрет («Stóðhestar», 1945), на котором исландская лошадь представлена молодой, гордой, энергичной и независимой. Изображенная здесь лошадь может быть интерпретирована как символ страны, которая только обрела новый статус.

Эрлингур Йонссон (Erlingur Jónsson, 1930-2022) создал в 1987 году бронзовую скульптуру «Лошадь по имени Крапи». Посвящена она жеребенку Крапи, который появляется в романе Халлдора Лакснесса «Возвращенный рай» (1960). Лакснесс использует образ Крапи в качестве символа ослабления Исландии и утраты ею свободы и былой славы под властью Дании. В романе описано, как красивого, сильного и молодого коня, напоминающего героев исландских саг, подарили датскому королю и увезли к королевскому двору. Там Крапи по сути превратился в пони, тянущего детскую повозку.
Вот как Крапи описан в романе Лакснесса: «Крапи был ручным, как ребенок, да и когда он пасся на выгоне, без труда можно было набросить ему аркан на шею. Но он превращался совсем в иное существо, когда его хотели поймать в поле. Дома он вел себя как самый добропорядочный жеребенок, заслуживающий всяческих поощрений; так и хотелось выпустить его немедля на простор. В открытом поле жеребенок был сам себе хозяин. Если его хотели поймать, когда он с другими лошадьми пасся неподалеку от двора у песчаной равнины, он улетал от своих преследователей, как дуновение ветра, и, чем ближе подбирались к нему, тем быстрее он удалялся, — как бы превращался в ветер, со свистом проносясь над лугами, болотами, холмами, водой».

На тему сложных датско-исландских отношений размышляет и Толли Мортенс (Tólli Morthens, р. 1953). В его сюрреалистической работе лошадь покрыта сразу датским и исландским флагами, причем датский флаг почти полностью скрывает исландский. К моменту, когда работа была написана (2008 год), Исландия уже более 60 лет была независимой страной. Возможно, художник рефлексирует на тему того периода в истории Исландии, когда она находилась под властью Дании, а с другой стороны – работа может быть интерпретирована как размышление художника, который является наполовину исландцем и наполовину датчанином, о собственной национальной идентичности.
Лошадь в творчестве современных исландских художников

Лошадь является важным мотивом в творчестве художницы Луизы Маттиасдоттир (Louisa Matthiasdottir, 1917–2000). Она училась в Дании, затем переехала в Париж, а когда началась Вторая мировая война, уехала в Нью-Йорк. Хотя Луиза Маттиасдоттир неоднократно возвращалась в Исландию в летнее время, ее самые «исландские» пейзажи были написаны в США по воспоминаниям о родине. Исландские лошади появляются в ее работах в разных композициях и позах, но всегда написаны на фоне исландской природы яркими красками, плоскостно и упрощенно, при этом с очень личным отношением к родной стране и ее важному символу. Первая персональная выставка художницы прошла в 2022 году. Называлась она «Hestar — Paintings in Iceland» и была посвящена исландской лошади.
2016 году вышла книга Петюра Беренса (Pétur Behrens) – не только художника, но и профессионального наездника. Беренс возглавлял исландскую команду на нескольких чемпионатах Европы, был одним из основателей исландского журнала о лошадях «Eiðfaxi», является почётным членом Исландской ассоциации конного спорта (LH) с 2010 года. Две профессии Беренса, конный спорт и рисование, позволили ему изобразить исландских лошадей с максимальной точностью, знанием их анатомии и повадок. Несмотря на сдержанную палитру, отсутствие детализации, художнику удается передать неповторимый исландский свет, уникальный ландшафт и даже динамику движения лошадиного табуна.

Лошади неожиданно появляются и в творчестве писателя и художника Хатльгрима Хельгасона (Hallgrímur Helgason, р. 1959). Эта работа с интересной историей. В 2007 году, за год до экономического кризиса в Исландии, в Рейкьявике состоялся ужин и аукцион по сбору средств для ЮНИСЕФ. Среди лотов, выставленных на продажу была и работа Хельгасона – пустой холст, для которого покупатель сам мог выбрать сюжет. В результате «картина» Хельгасона, проданная за рекордные 200 000 евро, стала самым дорогим лотом того вечера и самым дорогим произведением современной исландской живописи. В течение двух лет он раздумывал над сюжетом и в результате написал напоминающее Будду божество, проезжающее на конной повозке по улицам Рейкьявика.
2011 году в Национальной галерее Исландии прошла большая выставка «Jór! Horses in Icelandic Art», посвященная роли лошади в исландском искусстве, что говорит о сохраняющейся актуальности этого мотива. Регулярно появляясь в произведениях исландского искусства, никогда не теряя для него своего значения и актуальности, исландская лошадь, небольшая, неказистая, но вместе с тем выносливая, прекрасная и свободная, стала метафорой самой Исландии.


