В офис MÍR в Рейкьявике экспозиция из старых фотографий начинается тремя портретами, из них самый узнаваемый Хальдоур Лакснесс, второй — Тоурбергур Тоурдарсон и третий — Кристинн Андрьессон. «Эти люди, -рассказывает Ивар Йонссон в истории Общества, -«еще в 1932 году создали Общество друзей СССР и Исландии, задачей которого было ознакомление исландцев с Советским Союзом и поддержание с ним культурных связей. Общество в течение ряда лет вело активную деятельность, выпуская журнал, а также издав две книги путевых записок писателя Халльдора Лакснесса об СССР («На восточном пути») и произведение Тоурбергура Тоурдарсона «Красная опасность». Впоследствии деятельность Общества угасла и в 1938 г. оно полностью прекратило существование. В годы Второй Мировой войны Советский Союз прославился героическими подвигами в борьбе против фашистских захватчиков, и поэтому можно сказать, что в дополнительной рекламе страна не нуждалась. Но когда началась так называемая «холодная война», а в 1949 г. было основано НАТО, нескольким исландским писателям и деятелям культуры показалось крайне необходимым создать противовес одностороннему освещению и прозападной пропаганде в СМИ, чтобы попытаться таким образом пробить трещину в стене незнания, которая долгое время была между исландской и советской культурой. Учредительное собрание Общества состоялось 12 марта 1950 г. в одном из крупнейших залов Рейкьявика того времени. Посетителей пришло так много, что помещение не смогло вместить всех желающих и поэтому собрание было перенесено на 19 марта. Тогда был принят устав Общества, в котором были обозначены вышеупомянутые цели, а также избрано руководство. Председателем Общества стал писатель, впоследствии лауреат Нобелевской премии Халльдор Лакснесс, заместителем председателя — писатель Тоурбергур Тоурдарсон.
Стеблин-Каменский М.И. Тоурбергур Тоурдарсон // Звезда. 1959. № 12. С. 203-204.Из статьи:
Парадоксальное совмещение совершенно разновременных плоскостей есть и в творчестве Тоурбергура Тоурдарсона, своеобразнейшего из современных исландских писателей. С одной стороны, его отношение к литературе так же прямолинейно и бесхитростно как у авторов древней литературы. С другой стороны, его отношение к себе как основному объекту литературы, его ирония есть нечто чисто современное.
В произведениях Тоурбергура Тоурдарсона, в сущности, нет литературных персонажей. Лица, о которых он рассказывает в своих произведениях, — это люди, встретившиеся ему в жизни. Есть, однако, одно лицо, в изображении которого всего больше художественного обобщения. Это сам Тоурдарсон.
Может быть, и в самом деле не будет смешно, если на вопрос: «Существовал ли Тоурбергур Тоурдарсон?» — будет отвечено: «И да, и нет!» Если существовать – значит быть реальной личностью, то конечно Тоурбергур Тоурдарсон, о котором говорится в произведениях одноименного автора, — это плод художественного синтеза, плод изощренной иронии. Но и в этом случае остается бесспорным, что существует замечательный писатель Тоурбергур Тоурдарсон, наивный и мудрый, ироничный и правдивый.
Берков В.П. Сага наших дней // Новое время. 1960. № 11. С. 28-29. (Рецензия на книгу «В компании с веком»).Из статьи:
…Один из крупнейших, старейших и «самый исландский» из современных писателей Исландии — Тоурбергюр Тоурдарсон.
…писатель яркого и большого дарования, блестящий стилист, автор ряда романов, многих стихотворений и публицистических произведений, Тоурбергур Тоурдарсон оказал большое влияние на современную исландскую литературу. В одном из относительно ранних произведений, в «Письме к Лауре», Тоурбергюр Тоурдарсон писал: «Я получил в дар ценную способность видеть серьезные вещи в смешном свете». Это сочетание серьезности и шутки характерно для творчества писателя так же, как и сочетание других, казалось бы, противоречивых черт – реализма и романтики.
Жаров Б.С. :»Тоурбергур Тоурдарсон? Кто это? С этим вопросом в голове я шел 12 марта 1959 года по коридору филологического факультета университета в Ленинграде. Может показаться странным, что я так хорошо запомнил вопрос и еще дату. Но из дальнейшего видно, почему.
Всех студентов и преподавателей кафедры скандинавской филологии неожиданно попросили собраться в одной из больших аудиторий. «Михаил Иванович будет говорить о Тоурбергюре Тоурдарсоне». Я, конечно, знал, что профессор М.И. Стеблин-Каменский, заведующий кафедрой, читавший у нас теоретические дисциплины, крупнейший специалист по древнеисландской литературе, недавно побывал в Исландии. Но хотя я учился уже (!) на третьем курсе датского отделения и, как мне казалось, много что узнал, я никогда не слышал о Тоурбергюре Тоурдарсоне. Не прояснили ситуацию и другие студенты, которые шли туда же, даже те, что были со старших курсов.И когда все собрались в аудитории с видом на Неву и Медный всадник на противоположном берегу, Михаил Иванович торжественно возвестил: «Именно сегодня исполняется 70 лет Тоурбергюру Тоурдарсону, самому замечательному из современных исландских писателей». После чего он стал рассказывать о жизни и творчестве писателя. Михаил Иванович вообще был прекрасным рассказчиком. После поездок в другие города или страны он говорил так, что приходили слушать сдругих кафедр. А тут он был явно на подъеме, говорил все более и более увлеченно о жизни и удивительных книгах исландского писателя…Закончил он так: «А теперь я пойду на почту и от имени всех нас пошлю Тоурбергюру Тоурдарсону поздравительную телеграмму!»…Бурные аплодисменты собравшихся.
Позже я сам читал книги Тоурбергюра Тоурдарсона. А этот рассказ и дата врезались в память навсегда.