Сегодня 23 апреля мы отмечаем 111-летие со дня рождения Халлдоура Лакснесса.

HAlldór LaxnessОДРИ ПОЗДРАВЛЯЕТ ВСЕХ ЛАКСНЕССОЛЮБОВ И ЛАКСНЕССОВЕДОВ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ ЛЮБИМОГО ПИСАТЕЛЯ.

Ниже мы приводим статью А.В. Коровина из книги: Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь в 2 тт. М., 2003. Т.1. С. 601-604.

 (Laxness), Халлдоур Кильян — настоящее имя: Халлдоур Гвюдйоунссон (Halldór Guðjónsson) (23.04.1902, Рейкьявик — 08.02. 1998, хутор Глюврастейдн, близь Рейкьявика) — крупнейший исландский писатель, придавший современной исландской литературе мировое значение.

Халлдоур родился в семье дорожного рабочего  Гвюдйоуна Хельги Хельгасона. Вскоре его семья  переезжает на хутор Лакснесс вблизи Рейкьявика, где и прошло детство и юность писателя. Родители Халлдоура увлекались музыкой, отец играл на флейте, своего сына они также стремились приобщить к искусству – обучали его игре на пианино, но истинным призванием его стала литература. Исландия имеет древнюю и богатую литературу, каждый в Исландии стремится быть скальдом, поэтом. Огромное влияние на формирование личности будущего писателя оказала его бабушка, открывшая мальчику сокровища фольклора и познакомившая с его с древнеисландскими сагами. Писать Халлдоур начинает рано, уже в 13-летнем возрасте он написал около 600 страниц сочинений. В 1914 Халлдоур оканчивает народную школу и вскоре поступает  в профессиональную школу на художника, но затем все-таки выбирает классическое образование  в Высшей народной школе.

В 1919 выходит в свет первый роман писателя «Дитя природы» (Barns náttúrunnar), подписанный псевдонимом Халлдоур из Лакснесса. В основе сюжета история разбогатевшего в Америке исландца Рандвера Улафссона. Но мир наживы морально опустошает его, и тот, разочаровавшись в жизни, возвращается в родную страну. Духовное возрождение Рандвера происходит под влиянием встречи с девушкой Хульдой, которая и есть истинное дитя природы. Он обретает счастье и любовь вдали от разрушительного влияния цивилизации.

Для завершения своего образования Лакснесс уезжает в Европу, год живет год в Дании, Норвегии, Швеции. По возвращении он не долго остается в Исландии и уже в 1921 отправляется во второе путешествие по Европе, из которого возвращается домой только в 1924 г. Во время своих странствий Лакснесс увлекается католицизмом. В 1922 писатель принимает католичество и постриг в монастыре Сен-Морис де Клерво в Люксембурге, он избирает  себе имя средневекового ирландского святого – Кильян.

Духовные поиски молодого писателя в полной мере отразились в романе «Великий ткач из Кашмира» (Vefarinn mikli frá Kasmír), который был закончен в 1925 г. Главный герой — Стейн Эдлиди проходит через многие испытания, в том числе и через испытание любовью, прежде чем приходит к мысли о необходимости обращения к Богу и отказа от мирских соблазнов.

В 1927 Лакснесс вновь покидает Исландию и два года живет в Америке. Это время переоценки ценностей, которое знаменуется отходом от католицизма и увлечением идеями социализма. Капитализм как форма общественного устройства оказывается неприемлемым для писателя, в котором он усматривает угрозу разрушения духовности и морали. Он видит в стремительной капитализации, которая началась в Исландии после Первой мировой войны, угрозу и национальной самобытности исландцев, и их традиционным нравственным ценностям. Свои взгляды писатель высказывает в вышедшей в 1929 «Народной книге» (Alþýðubókin). Это был сборник статей, по выражению писателя, «написанных для несуществующей газеты». Молодой писатель пытается выработать свою жизненную философию, используя весь багаж человеческой цивилизации — от идей социализма до философии Шпенглера.

В 1931-1932 Лакснесс пишет роман «Салка Валка» (Salka Valka), который фактически становится первым серьезным и оригинальным его произведением.  Действие разворачивается в маленьком рыбацком поселке, где все жители в той или иной мере зависят от промысла сельди, ведущегося купцом Богесеном; туда и попадает девочка вместе с матерью в начале повествования. Лакснесс рисует реалистические картины жизни Исландии начала века, но обличение социальной несправедливости все-таки не занимает центрального места в романе, в большей мере автора интересует путь его героини — Салки Валки, бедной девушки, воплотившей в себе лучшие качества исландского народа. Ее образ приподнят над всеми остальными персонажами книги, которые в основном представлены в сатирическом ключе, среди них и купец Богесен со своим семейством, и социалист Арнальдур Бьернссон. Салка Валка  сохраняет верность себе, проходя через жизненные испытания: нищету, унижения, разочарования в любви.

В 1933 г. Лакснесс предпринимает первую поездку в Советский Союз. Свои впечатления писатель излагает в книге «Путь на Восток» (Í Austurvegi), где восторженно отзывается об успехах советского народа по строительству нового общества.

В 1934-1935 Лакснесс работает над романом «Самостоятельные люди» (Sjálfstætt fólk). В центре повествования образ крестьянина Бьяртура, который стремится стать самостоятельным хозяином, во имя этой цели он тяжко трудится, фактически приносит в жертву своих близких, но мечты о независимости рушатся, усадьба продается за долги. Жизненное кредо Бьяртура – «быть самостоятельным» оказывается иллюзией. Лакснесс изображает не изменявшиеся веками повседневную жизнь и быт исландцев,  лишь в конце возникают реалии начала двадцатого столетия. Бьяртур предстает своего рода олицетворением многовекового уклада жизни в Исландии во всем его повседневном драматизме. Крах мира Бьяртура означает фактическое торжество гуманистического начала — лишившись собственности, старый и больной Бьяртур обретает способность любить. Роман напоен поэтикой родной природы и истории, в повествовании переплетаются народные поверья, реминисценции из саг с авторскими размышлениями о судьбах Исландии и ее культуры.

В 1935-1938 гг. Лакснесса участвует в кружке  писателей левой ориентации «Красные перья». А в 1938 отправляется во вторую поездку в Советский Союз, результатом чего становится книга «Русская сказка» (Gerska æfintýrið), в которой Лакснесс в своих рассуждениях о преимуществах социализма полемизирует с А. Жидом, отказавшимся к тому времени от своих коммунистических взглядов.

В 1937-1940 Лакснесс пишет роман «Свет мира» (Heimsljós), считающийся по праву лучшим произведением писателя. Центральная проблема произведения — взаимоотношения поэта и окружающего мира. Главный герой романа — Оулавюр Каурасон, назвавший себя Льоусвикингом (светлым викингом) — скальд. Жизненный путь Льоусвикинга полон трудностей и преград, но это путь поэта, путь к искусству. Основная идея произведения содержится в заключительной строке: «И красота будет властвовать безраздельно». Этот роман принято относить к «социальным». В нем предстают вполне реалистичные картины исландской жизни, изображенной без прикрас, выстраивается целая череда социальных типов,  но основу повествования все-таки составляет духовная эволюция героя, его становления как поэта. Ему присущи все человеческие слабости, но он обладатель таланта, который с самого детства поставил его вне круга обычных людей.  Писатель поднимает извечный вопрос об истинности искусства.

К теме национальной истории Лакснесс обращается в романе «Исландский колокол» (Íslandsklukkan) (1943-1946). События романа относятся к концу XVII — началу XVIII столетия и связаны с виднейшим исландским собирателем древних рукописей Ауртни Магнуссоном, выступающем в романе под латинизированным именем Арнас Арнэус, именно к нему восходят две основные сюжетные линии: Снайфридур —  возлюбленной Арнаса Арнэуса и крестьянина Йоуна Хреггвидссона. Снайфридур присуще лучшие черты национального характера, она находит в себе силы простить Арнеуса, который приносит любовь в жертву во имя сохранения национального достояния Исландии — рукописей. Йоун, спасенный от казни Снайфридур и посланный в Копенгаген гонцом к Арнэусу, проходит путь от неунывающего хитреца к человеку, осознавшему величие своей культуры. Гражданский пафос произведения определяет характеры и сюжетные перипетии в романе.

В 1948 появляется роман-памфлет «Атомная станция» (Atómstöðin). Это произведение направлено против размещения американских войск в Исландии и строительства военной базы в Кеблавике. Главная героиня романа — Угла, девушка из маленького селения на севере страны, служащая горничной в Рейкьявике в доме депутата Альтинга. Она становится очевидцем картин  подлинной жизни и нравов высшего исландского общества, которое описывается в  остросатирическом ключе.

Лакснесс активно занимается изданием древнеисландских саг, так в его пересказах выходят «Сага о Ньяле» и «Сага о Греттире». Слог и форму саги писатель использует в историческом романе «Герпла» (Gerpla) (1952), основанном на сюжете «Саги о побратимах».  Главные герои  — побратимы викинг Торгейр Хаварсон и скальд Тормод Бессасон. В этом произведении наблюдается отход писателя от социалистических взглядов, изменение его мировоззрения. Резко осуждается война как таковая, а борьба за идеи оказывается бессмысленной и разрушительной. Основная мысль произведения заключается в том, что истинные герои исландцев — это не жестокие, грязные викинги, убивавшие беззащитных,  а простые труженики и поэты, оставившие после себя великое наследие.

В 1953 Лакснесс получает премию Всемирного Совета Мира и литературную датскую премию имени М.А. Нексё. А в 1955 г. Шведская Академия присуждает Лакснессу Нобелевскую премию по литературе с формулировкой: «За живописные эпические произведения, обновившие великое исландское искусство повествования».

В романе «Летопись хутора Брехкукот» (Brekkukotsannáll) (1957) Лакснесс вновь обращается к проблеме взаимоотношений творческой личности и окружающего мира. Главный герой — Альфгримур, подкидыш, воспитанный престарелой четой. Он противопоставлен «всемирно известному певцу» Гардару Хоульму, чья слава в конечном итоге оказывается фикцией, фактически он продал свой талант, согласившись стать рекламой для фирмы купца Гудмунсена. Альфгримур начинает так же как Гардар Хоульм с пения на похоронах, но его путь иной — в настоящее искусство, которое не подлежит продажи. Это произведение отчасти автобиографично и является одним из наиболее поэтичных  сочинений писателя.

Роман «Возвращенный рай» (Paradísarheimt) (1960) представляет собой историю крепкого исландского крестьянина Стейна Стейнссона, увлекшегося  идеями мормонов и отправившегося в Америку   в поисках лучшей жизни. Во время его отсутствия хутор Стейна приходит в упадок, а семья пребывает в нищете. В романе отражены события массовой эмиграции из Исландии в конце XIX столетия. В конце концов, Стейн возвращается домой, осознав, что надо восстанавливать хозяйство, пришедшее в запустение на родине.

В 1960-1965 Лакснесс пишет ряд драм: «Пьеса с дымоходом» (Strompleikarann), «Ателье вязаных изделий «Солнце» (Prjónastofuna sólina), «Банкет с жареными голубями» (Dúfnaveisluna)  — сатирические произведения с элементами театра абсурда, изобличающие корыстолюбие и безнравственность.

В 1963 появляется сборник статей и эссе «Время поэтов» (Skáldatími), в котором Лакснесс подводит итог своим духовным поискам, определяя новые ориентиры в искусстве, так в частности он иронизирует по поводу своей былой восторженности перед «достижениями социализма» в Советском Союзе.

В 1968 издается сатирический роман «Христианство у подножья ледника» (Kristnihald undir Jökli), в нем писатель экспериментирует с модернистскими приемами. Роман имеет довольно сложную композицию, комбинируется как бы из отдельных эпизодов. Автор высказывает свое отношения к вопросам религии. Главный герой – Умби  посылается епископом с инспекцией к леднику, где с ним происходит ряд странных событий, делающих его другим человеком.

В 1970 гг. Лакснесс пишет ряд книг, среди которых романы: «Приходская хроника» (Innansveitarkronika) (1970), рассказывающая историю сноса церкви в родном краю писателя, в Мосфетльсвейте. В центре повествования небольшая деревенская община, живущая в соответствии со своими моральными нормами и принципами. «Дар божий» (Guðsgjafaþula) (1972) – своего рода «зеркало эпохи», в котором наши отражения события повседневной трудовой и политической жизни того времени. Центральное место в романе отведено сельди – основному источнику благосостояния страны. События и люди, связанные с первыми двадцатью годами  жизни Лакснесса, нашли свое отражение в книгах: «На лужайке у родного дома» (Í túninu heima), «Молод я был» (Ungur eg var),  «История семи мастеров» (Sjömeistarasagan) и «Год Греции» (Grikklandsárið), жанр которых сам писатель определил как «романы-эссе».

В 1987 публикуется последняя книга Лакснесса  «Дни у монахов» (Dagar hjá múnkum), которая содержит воспоминания о его пребывании в монастыре в Клерво 65 лет назад.

Халлдоур Кильян Лакснесс умирает в своем доме в Глюврастейдне.

Соч.: Атомная станция. Брехкухотская летопись. Возвращенный рай. М., 1977. Самостоятельные люди. Исландский колокол. М., 1977. Званый обед с жареными голубями. Рассказы. М., 1978. Салка Валка. Л., 1985. Свет  мира. М., 1994

Литература: Кристинн Е. Андерссон. Современная исландская литература. 1918-1948. М., 1957. Халлдор Кильян Лакснесс. Библиографический указатель, М.,  1963 Н. Крымова, А. Погодин. Халлдор Лакснесс: Жизнь и творчество. М. 1970.  С.И. Неделяева-Степонавечене. Скальд с острова саг // Лакснесс Х.К. Свет мира. М., 1994. P. Hallberg. “Skaldens hus”, Stockh., 1956. Sjö erindi um Halldór Laxness. Reykjavík, 1973.

 

Добавить комментарий