Анна Чернодубровская.Рецензия на фильм «У всех на виду»(Исландия, 2016, режиссёр Оускар Йоунассон)

У всех на видуУ ВСЕХ НА ВИДУ? Поздний вечер. В кинотеатре под открытым небом парка «Музеон» – аншлаг, ни одного свободного места. Продолжается Фестиваль исландского кино. Начинается фильм режиссёра Оускара Йоунассона «У всех на виду» под сменяющиеся природные декорации: небо постепенно преображается и приходит время заката, мы погружаемся в жизнь талантливого графического дизайнера, скромного и застенчивого Хуберта, почти «белой вороны» на фоне своих разбитных сослуживцев из рекламного агентства. Он не любит вечеринки и пытается их игнорировать, молчалив и погружён в себя. И Ханны, пережившей недавно тяжёлый разрыв с бойфрендом, в которую однажды Хуберт влюбляется с первого взгляда. Но этот фильм – не просто очередная банальная история любви. В информационном буклете Фестиваля эта киноистория кратко характеризуется как «комедия любви и маний». И это неспроста. Хотя их чувства и взаимны, им приходится пройти серьёзную проверку, когда обнаруживается, что дизайн не единственный талант молодого человека, который также открывает в себе неожиданно большие способности к имитации (пародированию) других людей – от знакомых до… самого Президента страны… И постепенно из лёгкого увлечения это приобретает масштабы мании…

  Комедийный жанр здесь преподносится тоже необычно, как отражение своеобразия исландской культуры. С одной стороны, минимизированы избитые, пошлые шутки в американском стиле, ставшие, к сожалению, не редкостью в мировом кинематографе. С другой стороны важно отметить, что комичные ситуации здесь не выглядят натянутыми и вымученными. Ведь каждому наверняка, например, звонили с каким-то важным сообщением в действительно неподходящий момент, делающий ситуацию абсолютно нелепой. Также сначала покажется непривычным то, что время в этой в картине течёт более размеренно и плавно, будто под влиянием величественной природы этой страны.

И, хотя один из ключевых героев, местный Казанова в их агентстве, однажды произносит пафосную, странную речь о том, что реклама якобы «придумана Богом, чтобы напомнить, насколько привлекателен и чудесен окружающий нас мир», особенной исландской природы – вы именно в этом фильме не увидите. Но зато это помогает стать фильму в своём роде уникальным: стандартизированные декорации (кафе, дома, в которых живут влюблённые, набережная, обычный магазин одежды…) показывают, что эта история могла бы произойти в любой точке земного шара, и это делает фильм  ближе и доступнее многим из нас.

На первый взгляд, картина может показаться даже слишком бытовой и затянутой. Но, по моему мнению, такая манера повествования выбрана наоборот для того, чтобы после просмотра остаться именно на этой волне и задуматься, поразмышлять о фильме и поставленных в нём вопросах. А язык древних саг за кадром, так напоминающий, по признанию многих зрителей, волшебные заклинания, точно должен в этом помочь.

Ещё актуальность этого фильма в том, что здесь поднимается извечная проблема непонимания, подкреплённая яркими примерами из жизни разных поколений.  «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры» (Уильям Шекспир). Невозможность так часто просто искренне и откровенно поговорить, чтобы услышать друг друга, даже с самыми близкими.

И всё-таки только ли этот фильм об истории любви, непонимании и об иногда откровенно идиотских рекламных идеях? Мне кажется, что нет. Запоминается сцена крайне странного корпоратива, когда у главного антагониста нашего задумчивого дизайнера вдруг рождается идея подбить всех вырядиться в костюмы древних римлян и устроить вечеринку и настоящий пир с алкоголем рекой.

Глядя на эту вакханалию,  невольно вспоминаешь строки:

«…Я поздно встал – и на дороге

Застигнут ночью Рима был! …»

Ф.И. Тютчев. Цицерон

Напрашиваются мысли о том, что эта грустная пародия не только на «рекламный мир», но и на нашу жизнь в целом. И сразу ещё вспоминается речь Хуберта, произнесённая на свадьбе сестры Ханны, в том числе, и о разделении людей на странных и нормальных. Ведь, действительно, пора задать себе ещё раз вопрос: где же эта грань между странным, необыкновенным и уже просто-напросто привычным глазу и активно навязанным извне, хотя, может быть, и неприятным, неосознанным и дурацким?

А ещё возникает вопрос: почему для героя выбрана именно такая редкая проблема – мания пародирования? Действительно ли он болен или это просто следствие того, как его принимает мир, некая защитная реакция? Или, может быть, напротив, это мир вокруг болен: сколько в каждом из нас осталось идентичности, самих себя и насколько мы состоим из желаний быть на кого-то похожими и увязли в бездне стереотипов?

Не каждый, увы, наверное, уловит этот «двадцать пятый кадр» и увидит такую глобальную постановку вопроса… Почему? А вот этот вопрос тоже  стоит задать себе самим.

Добавить комментарий